по миру они да ведь скитатися». Смерть близкого человека рассматривалась как личное, семейное горе. При этом родители старались рассказать детям, как важно в этот момент не сторониться людей, принимать их заботу, участие, помощь, не терпеть горе одному. Семье, которую постигало горе, было принято оказывать всяческую помощь. В день похорон люди считали своим долгом оказать материальную и моральную поддержку. Помощь вносили деньгами, продуктами питания, одеждой. Детям говорили: «С миром и горе не беда»; «С миром и беда не убыток». Большое воспитательное значение играли благотворения, совершаемые живыми в память и от имени усопших. Благотворения включали обязательную раздачу соседям личных вещей покойного, подачу милостыни нищим и помощь нуждающихмея. Дети, молодежь были активными участниками похоронного обряда. Они видели, как родные, соседи собирались в дом прощаться с умершим, как обмывали покойника и одевали в саван, как женщины оплакивали ушедшего из жизни. Девочки и мальчики ходили с похоронной процессией на кладбище, вместе со взрослыми выполняли все ритуалы, сидели за поминальным столом. С детства они учились осознавать, что долг каждого живущего отдать дань уважения, проводить в последний путь умершего. Воспитательное значение ИхМ ел тот факт, что чем выше был социальный статус и авторитет покойного, тем больше людей провожало его в последний путь. Дети и молодежь приобщались к обычаю носить траурную одежду, не допускать увеселений, хранить печаль. Обряды и традиции, связанные с похоронами и трауром, являли собой целую систему человеческих взаимоотношений и социальных норм поведения, к соблюдению которых молодежь готовилась с младенческих лет. Ей внушалась мысль о том, что смерть и горе может нагрянуть внезапно в твою семью. Поэтому очень важно жить достойно, помогать людям, вносить свой посильный трудовой вклад в жизнь общины, не оставаться равнодушным к чужим 118 |
старались рассказать детям, как важно в этот момент не сторониться людей, принимать их заботу, участие, помощь, не терпеть горе одному. Этому способствовали обычаи народа. Семье, которую постигало горе, было принято оказывать всяческую помощь. В день похорон люди считали своим долгом оказать материальную и моральную поддержку. Помощь вносили деньгами, продуктами питания, одеждой. Детям говорили: "С миром и горе не беда"; "С миром и беда не убыток"1 . Большое воспитательное значение играли благотворения, совершаемые живыми в память и от имени усопших. Благотворения включали обязательную раздачу соседям личных вещей покойного, подачу милостыни нищим и помощь нуждающимся. Дети, молодежь были активными участниками похоронного обряда. Они видели, как родные, соседи собирались в дом прощаться с умершим, как обмывали покойника и одевали в саван, как женщины оплакивали ушедшего из жизни. Девочки и мальчики ходили с похоронной процессией на кладбище, вместе со взрослыми выполняли все ритуалы, сидели за поминальным столом. С детства они учились осознавать, что долг каждого живущего отдать дань уважения, проводить в последний путь умершего. Воспитательное значение имел тот факт, что чем выше был социальный статус и авторитет покойного, тем больше людей провожало его в последний путь. Дети и молодежь приобщались к обычаю носить траурную одежду, не допускать увеселений, хранить печаль. Обряды и традиции, связанные с похоронами и трауром, являли собой целую систему человеческих взаимоотношений и социальных норм поведения, к соблюдению которых молодежь готовилась с младенческих лет. Ей внушалась мысль о том, что смерть и горе может нагрянуть внезапно в твою семью. Поэтому очень важно жить достойно, помогать людям, вносить свой посильный трудовой вклад в жизнь общины, не оставаться равнодушным к чужим несчастьям. 161 1См.: Даль В.И . Пословииы русского народа. М., 1997, с.253. |