Проверяемый текст
Семенов, Курман Борисович; Этнопедагогика горской семьи - история, теория, практика (Диссертация, 2000)
[стр. 124]

2.2 Средства и методы нравственного воспитания карачаевского народа Воспитание помогает осуществить развитие физических сил, умственных способностей, выработку нравственности.
Непосредственное педагогическое воздействие
на детей включало в себя определенную систему средств и методов, используя которые решались образовательно-воспитательные задачи и подготовка подрастающего поколения к жизни.
Об этом рассказывают произведения историко-героического характера, в которых есть реалистическое начало, рассказы предания о выдающихся событиях мифологического, исторического или бытового характера, пословицы, поговорки, афоризмы, легенды, хабары.
В народной педагогике, средства и методы
нравственного воспитания, рассматриваются во всех произведениях фольклора.
К примеру, воспитательная направленность притч выражена в виде установок, рекомендации, зачастую наглядно, образно и прямолинейно.
Вот пример одной из таких притч.
У отца было три сына, которые не любили работать.
Перед смертью он рассказал сыновьям о том, что в огороде
закапаны богатства.
После смерти отца сыновья решили выкопать
богатства.
Так они перепахали весь огород ничего не нашли, перепахали второй, третий
раз опять ничего.
Они подумали, может отец их обманул и на перепаханную землю, чтобы она не пустовала, посеяли пшеницу.
Осенью собрали богатый урожай и поняли, в чем состояло богатство, о котором рассказывал отец[176,
С.
120].
Исследования, проведенные в области фольклора
карачаевского народа показали, что круг тем и проблем, отраженных в горских притчах, широк и многообразен.
В них рассматриваются средства, методы и приемы воспитания и обучения детей.

Большей популярностью пользовались нравоучительные сказания, посвященные способам воспитания таких моральных качеств, как правдивость, честность, трудолюбие, гостеприимство, уважение старших и
[стр. 139]

139 Глава III НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ В ГОРСКОЙ СЕМЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКЕ 3.1 Непосредственное этнопсдагогическое воздействие горской семьи на подрастающее поколение Семья представляет собой малую социальную группу, основанную на брачном союзе и кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной ответственностью.
Этот древнейший институт человеческого общества прошел сложный путь развития: от родоплеменных форм общежития до современных форм семейных отношений.
Семейное воспитание — это ход последовательной и систематической деятельности родителей, других членов семьи по передаче детям общественно — исторического опыта, формированию ценностных отношений и подготовке их к жизни, труду.
Семейное воспитание помогает осуществить развитие физических сил, умственных способностей, выработку нравственности.
Непосредственное педагогическое воздействие
включало в себя определенную систему средств и методов, используя которые родители решали образовательно-воспитательные задачи, готовили подрастающее поколение к жизни.
Об этом рассказывают произведения историко-героического характера, в которых есть реалистическое начало, рассказы, предания о выдающихся событиях мифологического, исторического или бытового характера, пословицы, поговорки, афоризмы, легенды, хабары.
В народной педагогике средства и методы
семейного воспитания, рассматриваются во всех произведениях фольклора.
К примеру, воспитательная направленность притч выражена в виде установок, рекомендации, зачастую наглядно, образно и прямолинейно.
Вот пример одной из таких притч.
У отца было три сына, которые не любили работать.
Перед смертью он рассказал сыновьям о том, что в огороде
закопаны богатства.
После смерти отца сыновья решили выкопать


[стр.,140]

140 богатства.
Так они перепахали весь огород ничего не нашли, перепахали второй, третий
опять ничего.
Они подумали — может, отец их обманул и на перепаханную землю, чтобы она не пустовала, посеяли пшеницу.
Осенью собрали богатый урожай и поняли, в чем состояло богатство, о котором рассказывал отец.

Исследования, проведенные в области фольклора
народов Северного Кавказа, показали, что круг тем и проблем, отраженных в горских притчах, широк и многообразен.
В них рассматриваются средства, методы и приемы воспитания и обучения детей
в семье.
Большой популярностью пользовались нравоучительные сказания, посвященные способам воспитания таких моральных качеств, как правдивость, честность, трудолюбие, гостеприимство, уважение старших и забота о них и т.д.
Как правило, в притчах о воспитании правдивости и честности показано, что герои, обладающие этими нравственными качествами, достигают значительных успехов в своей жизни, а люди нечестные оказываются жестоко наказанными.
Так, в притче о приключении двух друзей говорится о том, как один из них перед встречей с князем накормил другого чесноком, а затем сказал, что ему придется отворачиваться от князя, так как тот не переносит чесночного запаха.
Князю же он сказал, будто его друг говорил, что ог князя чем-то воняет, поэтому при разговоре надо от него отворачиваться.
Увидев, что парень действительно все время отворачивается, князь разозлился и решил его погубить.
Он отправил молодого человека к своим слугам с запиской.
Коварный друг молодого человека, желая выслужиться перед князем, взял записку и отнес ее сам.
Князь писал, 410 подателя записки надо убить.
Выполняя приказ, слуги так и сделали.
Так ни в чем неповинный человек остался в живых (375; 85).
Благодаря рассказам, притчам, посредством родного слова народы СевероЗападного Кавказа донесли до наших дней не только идеал воспитания, его содержание и характер, но и понятия народной педагогики, в которых раскрываются средства, методы и отдельные приемы семейного воспитания.

[Back]