Проверяемый текст
Семенов, Курман Борисович; Этнопедагогика горской семьи - история, теория, практика (Диссертация, 2000)
[стр. 125]

забота о них и т.д.
Как правило, в притчах о воспитании правдивости и честности показано, что герои, обладающие этими нравственными качествами, достигают значительных успехов в своей жизни, а люди нечестные оказываются жестоко наказанными.
Так, в притче о приключении двух друзей говорится о том, как один из них перед встречей с князем накормил другого чесноком, а затем сказал, что ему придется отворачиваться от князя, так как тот не переносит чесночного запаха.
Князю же он сказал, будто его друг говорил, что
от князя чем-то воняет, поэтому при разговоре надо от него отворачиваться.
Увидев, что парень действительно все время отворачивается, князь разозлился и решил его погубить.
Он отправил молодого человека к своим слугам с запиской.
Коварный друг молодого человека, желая выслужиться перед князем, взял записку и отнес ее сам.
Князь писал,
что подателя записки надо убить.
Выполняя приказ, слуги так и сделали.
Так ни в чем неповинный человек остался в живых
[176, С.85].
Благодаря рассказам, притчам, посредством родного слова
карачаевский народ донес до наших дней не только идеал воспитания, его содержание и характер, но и понятия народной педагогики, в которых раскрываются средства, методы и отдельные приемы воспитания.
Знание положений народной педагогики о путях и средствах, методике воспитания детей
может служить источником обогащения современной теории и методики воспитания.
Анализ названного выше многообразия источников устного народного творчества позволяет установить, что под средствами педагогического воздействия народ понимал основные виды деятельности детей и источники информации, которые используются в процессе жизнедеятельности семьи.
В числе таких средств общение, игра, труд, занятия физкультурой и спортом, художественная деятельность детей, литература.
К методам воспитания народная педагогика относит пути (способы) воздействия на рассудок, волю и чувства детей с целью выработки у них взглядов, чувств, убеждений, навыков и
125
[стр. 140]

140 богатства.
Так они перепахали весь огород ничего не нашли, перепахали второй, третий опять ничего.
Они подумали — может, отец их обманул и на перепаханную землю, чтобы она не пустовала, посеяли пшеницу.
Осенью собрали богатый урожай и поняли, в чем состояло богатство, о котором рассказывал отец.
Исследования, проведенные в области фольклора народов Северного Кавказа, показали, что круг тем и проблем, отраженных в горских притчах, широк и многообразен.
В них рассматриваются средства, методы и приемы воспитания и обучения детей в семье.
Большой популярностью пользовались нравоучительные сказания, посвященные способам воспитания таких моральных качеств, как правдивость, честность, трудолюбие, гостеприимство, уважение старших и забота о них и т.д.
Как правило, в притчах о воспитании правдивости и честности показано, что герои, обладающие этими нравственными качествами, достигают значительных успехов в своей жизни, а люди нечестные оказываются жестоко наказанными.
Так, в притче о приключении двух друзей говорится о том, как один из них перед встречей с князем накормил другого чесноком, а затем сказал, что ему придется отворачиваться от князя, так как тот не переносит чесночного запаха.
Князю же он сказал, будто его друг говорил, что
ог князя чем-то воняет, поэтому при разговоре надо от него отворачиваться.
Увидев, что парень действительно все время отворачивается, князь разозлился и решил его погубить.
Он отправил молодого человека к своим слугам с запиской.
Коварный друг молодого человека, желая выслужиться перед князем, взял записку и отнес ее сам.
Князь писал,
410 подателя записки надо убить.
Выполняя приказ, слуги так и сделали.
Так ни в чем неповинный человек остался в живых
(375; 85).
Благодаря рассказам, притчам, посредством родного слова
народы СевероЗападного Кавказа донесли до наших дней не только идеал воспитания, его содержание и характер, но и понятия народной педагогики, в которых раскрываются средства, методы и отдельные приемы семейного воспитания.


[стр.,141]

141 Знание положений народной педагогики о путях и средствах, методике воспитания детей в семье может служить источником обогащения современной теории и методики семейного воспитания.
Анализ названного выше многообразия источников устного народного творчества позволяет установить, что под средствами педагогического воздействия народ понимал основные виды деятельности детей и источники информации, которые используются в процессе жизнедеятельности семьи.
В числе таких средств — общение, игра, труд, занятия физкультурой и спортом, художественная деятельность детей, литература.
К методам воспитания народная педагогика относит пути (способы) воздействия на рассудок, волю и чувства детей с целью выработки у них взглядов, чувств, убеждений, навыков и
привычек поведения.
Наиболее распространенными методами семейного воспитания являлись уход, пример родителей, убеждение, упражнение, поощрение и наказание.
Использовались и такие специфические методы и приемы, как благопожелание, благословление, клятва, проклятие.
С помощью этих средств, методов и приемов педагогического воздействия родители побуждали детей к деятельности, направленной на развитие у них положительных качеств, т.е.
к самовоспитанию.
В народной педагогике самовоспитание раскрывалось как осознанная целеустремленная деятельность ребенка, стимулируемая родителями.
В известной мере самовоспитание рассматривалось в то же время как один из основных результатов процесса семейного воспитания.
Средства и методы семейного воспитания имели свою специфику в каждой семье.
Они обусловливались семейной обстановкой, социальным положением родителей, взаимоотношениями между ними, возрастом детей, конкретными воспитательны ми задачами.
Ведущим и определяющим средством воспитания детей в семье было и остается их общение с родителями, взрослыми.
Народ понимал, что общение есть одна из сфер бытия, в которой ярко проявляется социальная сущность

[Back]