Проверяемый текст
Семенов, Курман Борисович; Этнопедагогика горской семьи - история, теория, практика (Диссертация, 2000)
[стр. 126]

привычек поведения.
Наиболее распространенными методами семейного воспитания являлись уход, пример родителей, убеждение, упражнение, поощрение и наказание.
Использовались и такие специфические методы и приемы, как благопожелание, благословление, клятва, проклятие.
С помощью этих средств, методов и приемов педагогического воздействия родители побуждали детей к деятельности, направленной на развитие у них положительных качеств, т.е.
к самовоспитанию.
В народной педагогике самовоспитание раскрывалось как осознанная целеустремленная деятельность ребенка, стимулируемая родителями.

Обратимся к некоторым эффективным и потому широко известным в среде трудового крестьянства средствам и методам, оказывающим нравственное воздействие на формирование характера детей.
Проведя аналогию с природными явлениями и процессами, трудящиеся массы в практике нравственного воспитания молодого поколения пришли к выводу о том, что привитие детям положительных качеств должно начинаться в возхможно раннем возрасте: «Ребенка надо воспитывать, пока он в колыбели, теленка пока на привязи».
Ребенка карачаевцы сравнивали с гибким побегом.
Пока этот побег не вырастет в крепкий и толстый ствол, он легко гнется.
Так и ребенок.
В раннем возрасте он легко поддается воздействию воспитателя.
Это мнение многих поколений народных педагогов вылилось в общеизвестную горцам Северного Кавказа пословицу: «Сгибай кол, пока он тонкий прут, вырастет согнуть не сможешь».
Как известно, к подобному выводу пришел в свое время и отец демократической педагогики Я.
А.
Коменский, разрабатывая свою программу «материнской школы».
Учитывая склонность детей к подражанию, народная педагогика требовала от старших, и, прежде всего от родителей, чтобы те старались быть достойным примером для подрастающей смены.
Ведь недаром в народе говорили: «Сабий эштгенин айтады» («Ребенок что слышит, то и говорит»); «Сабий кергенин 126
[стр. 141]

141 Знание положений народной педагогики о путях и средствах, методике воспитания детей в семье может служить источником обогащения современной теории и методики семейного воспитания.
Анализ названного выше многообразия источников устного народного творчества позволяет установить, что под средствами педагогического воздействия народ понимал основные виды деятельности детей и источники информации, которые используются в процессе жизнедеятельности семьи.
В числе таких средств — общение, игра, труд, занятия физкультурой и спортом, художественная деятельность детей, литература.
К методам воспитания народная педагогика относит пути (способы) воздействия на рассудок, волю и чувства детей с целью выработки у них взглядов, чувств, убеждений, навыков и привычек поведения.
Наиболее распространенными методами семейного воспитания являлись уход, пример родителей, убеждение, упражнение, поощрение и наказание.
Использовались и такие специфические методы и приемы, как благопожелание, благословление, клятва, проклятие.
С помощью этих средств, методов и приемов педагогического воздействия родители побуждали детей к деятельности, направленной на развитие у них положительных качеств, т.е.
к самовоспитанию.
В народной педагогике самовоспитание раскрывалось как осознанная целеустремленная деятельность ребенка, стимулируемая родителями.

В известной мере самовоспитание рассматривалось в то же время как один из основных результатов процесса семейного воспитания.
Средства и методы семейного воспитания имели свою специфику в каждой семье.
Они обусловливались семейной обстановкой, социальным положением родителей, взаимоотношениями между ними, возрастом детей, конкретными воспитательны ми задачами.
Ведущим и определяющим средством воспитания детей в семье было и остается их общение с родителями, взрослыми.
Народ понимал, что общение есть одна из сфер бытия, в которой ярко проявляется социальная сущность

[Back]