качеств, как дружба и товарищество, честность, скромность, высокое чувство гражданского гуманизма. Если обратиться к фольклору, то мы обнаружим целый кодекс правил приличия, связанных с этим обычаем и регламентирующих поведение как гостя, так и хлебосольного хозяина. Дети не были пассивными наблюдателями церемонии приема гостей. Гостеприимство являлось школой воспитания для карачаевских детей. О правилах поведения хозяина и гостя дети слышали от старших многочисленные суждения. Эти типичные для всех горцев правила гостеприимства выражены в карачаевских пословицах и поговорках: «Къонакъгъа гырджынынг джокъ эсе суусаб бср» («Потчуй гостя хоть водой, если хлеба не имеешь»); «Къонакъны къачан кетеригин сорма, къачан келлигин сор» («Не спрашивай у гостя, когда он уйдет, спришивай, когда он еще раз навестит»). Такие наставления народной педагогики были известны не только -главе семьи, но и всем его домочадцам. Детей учили не только правилам приема гостя, но и поведению в гостях: «Къонакъбай не берсе, къонакъ аны ашайды» («Гость ест то, что мог подать на стол хозяин»). «Къонакъбай сормай, къонакъ джумушун айтмаз» («Гость не говорит о своих целях, покуда хозяин не заинтересуется») [149, С-81]. Почтительное, вежливое отношение к гостю предполагало, что ни со стороны взрослых, ни со стороны детей не будет назойливости. Кроме вопроса о здоровье, горцы никогда не задавали гостю никаких вопросов: кто он такой, откуда приехал, с какими целями. Гость мог жить у хозяина неделями и не обмолвиться ни с ним, ни с членами его семьи ни единым словом. В то же время, как свидетельствует Бларамберг, горцы «отказывали в гостеприимстве тем, кто украл помолвленную невесту или замужнюю женщину, кто нарушил супружескую верность, убил родителя или совершил противоестественный грех. Эти преступления, надо сказать, совершаются редко и караются смертной казнью, и тот, кому удалось избежать наказания, не может более оставаться среди черкесов и должны бежать в Россию или Грузию. Если такие 129 |
сможет развернуть свои нежнейшие и духовнейшие способности; только тогда его собственная инстинктивная жизнь не будет вызывать в нем ни ложного стыда, ни болезненного отвращения; только тогда он сможет прильнуть с любовью и гордостью к традиции своей семьи и своего рода с тем, чтобы принять ее своею жизнью» (125; 158). Таким образом, народная педагогика по праву рассматривает общение вообще, у домашнего очага, в частности, одним из действенных средств воспитания совершенного, гуманного человека. Для детей слово матери, отца, старших членов семьи имело силу закона. К сожалению, этому средству современная семья и школа не уделяют должного внимания. Средством семейного воспитания, типичным для народной педагогики, является гостеприимство — своеобразная форма общения и организации жизнедеятельности детей. Издавна известно, что горцы всегда принимают гостей с большим почтением, доброжелательно, исключительно человечно. Автор книги «Описание Черного моря и Татарии», вышедшей в свет в 1634 г., католический монах Дмиддио Д' Асколи, рассказывая с большой теплотой о черкесах, отмечал: «Черкесы очень вежливы в обращении... Они любят принимать приезжих в своих домах, так что: если случается гость, то хозяин оказывает ему всякую ласку и почесть. Его дочери, будь они самые благородные и красивые девушки, не только не прячутся от гостя, но и заботятся о чистке его платья, а если оно где-нибудь порвано, то починяют его как можно лучше: они мастерицы по части шитья и по всем хозяйственным делам. Пока гость ест, хозяин дома прислуживает за его столом и притом с непокрытой головой, если гость из почтенных, а сам садится лишь по просьбе гостя» (244; 64). Почтительное, вежливое отношение к гостю предполагало, что ни со стороны взрослых, ни со стороны детей не будет назойливости. Кроме вопроса о здоровье, горцы никогда не задавали гостю никаких вопросов: кто он такой, откуда приехал, с какими целями. Гость мог жить у хозяина неделями и не 149 обмолвиться ни с ним, ни с членами его семьи ни единым словом. В то же время, как свидетельствует Бларамберг, горцы «отказывали в гостеприимстве тем, кто украл помолвленную невесту или замужнюю женщину, кто нарушил супружескую верность, убил родителя или совершил противоестественный грех. Эти преступления, надо сказать, совершаются редко и караются смертной казнью, и тот, кому удалось избежать наказания, не может более оставаться среди черкесов и должны бежать в Россию или Грузию. Если такие преступления гостя становились известны хозяину, то он становился их соучастником. Тем не менее бывало, что гость сразу открывался хозяину и просил его о покровительстве, в частности, о том, чтобы переправить его в безопасное место. И нередко какой-нибудь князь, чтобы не уронить своего авторитета, не отказывал в просьбе. Молодые люди, безусловно, знакомились со всеми нормами гостеприимства, начиная от ритуала приема гостей и кончая связанными с этим институтом обычно правовыми нормами» (244; 383). У привилегированной части горцев традиционно имелись два гостевых помещения: отдельный дом за оградой основной усадьбы, с двориком, коновязью и конюшней, и гостиная в общем жилом доме. У низших сословий гостевой была пристройка к жилому дому. Гостевые дома и комнаты народов Северного Кавказа в литературе получили названия «кунацкая». Убранство кунацкой зависело от возможности хозяев, но каждая семья старалась обставить ее как можно лучше. Эго было связано с стремлением хозяев показать, что все самое ценное в доме принадлежит гостыо. Богатые кунацкие украшались изделиями с резьбой, дорогими коврами. Для гостей были приготовлены роскошные постельные принадлежности, дорогая посуда. В домах обычных тружеников кунацкие оснащались добротными и нарядными одеялами, подушками, столовыми принадлежностями. На стенах висели оружие и музыкальные инструменты. Все, что предназначалось гостью (угощение, корм для его лошади и др.), было самым лучшим. Это запечатлено, |