Проверяемый текст
Семенов, Курман Борисович; Этнопедагогика горской семьи - история, теория, практика (Диссертация, 2000)
[стр. 130]

преступления гостя становились известны хозяину, то он становился их соучастником.
Тем не менее, бывало, что гость сразу открывался хозяину и просил его о покровительстве, в частности, о том, чтобы переправить его в безопасное место.
И нередко какой-нибудь князь, чтобы не уронить своего авторитета, не отказывал в просьбе.
Молодые люди, безусловно, знакомились со
всехми нормами гостеприимства, начиная от ритуала приема гостей и кончая связанными с этим институтом обычно правовыми нормами» [98, С.383].
Эти правила гостеприимства широко бытуют в педагогической практике всех народов Кавказа.
Кабардинский ученый Шора Ногмов подчеркивал искусство своего народа в церемонии приема гостя его встречали ласково, угощали радушно, отводили ему лучшее ложе, провожали с благословением.
Такое обхождение горцев с гостями испытывали на себе многие видные писатели и поэты России: Л.
Н.
Толстой, М.
Ю.
Лермонтов, А.
С.
Грибоедов, А.
И.
Полежаев и др.
Предоставляя гостю приют, хозяин стремился в то же время развлечь его, дать возможность отдохнуть.
Например, для молодого гостя устраивались танцы, на которые приглашались красивые девушки.
Для почетных гостей устраивали скачки, народные спортивные состязания.
Традиции гостеприимства были важны в общекультурном и воспитательном отношениях.
«Кунацкая, справедливо отмечает кабардинский филолог 3.
М.
Налоев, была и рестораном, и концертным
залОхМ, и кабинетом, где решались политические проблемы, и университетом для подрастающего поколения».
Вместе с тем хозяин должен был обеспечить гостю защиту его жизни, чести и имущества.
Принять в любое вре.мя любого гостя, устроить и накормить его как можно лучше, удовлетворить и даже предвосхитить его желания, обеспечить ему защиту, кем бы он ни был, все это передавалось из поколения в поколение как нравственный долг человека.
Реально осуществлять передачу традиций гостеприимства могла только семья.

130
[стр. 149]

149 обмолвиться ни с ним, ни с членами его семьи ни единым словом.
В то же время, как свидетельствует Бларамберг, горцы «отказывали в гостеприимстве тем, кто украл помолвленную невесту или замужнюю женщину, кто нарушил супружескую верность, убил родителя или совершил противоестественный грех.
Эти преступления, надо сказать, совершаются редко и караются смертной казнью, и тот, кому удалось избежать наказания, не может более оставаться среди черкесов и должны бежать в Россию или Грузию.
Если такие преступления гостя становились известны хозяину, то он становился их соучастником.
Тем не менее бывало, что гость сразу открывался хозяину и просил его о покровительстве, в частности, о том, чтобы переправить его в безопасное место.
И нередко какой-нибудь князь, чтобы не уронить своего авторитета, не отказывал в просьбе.
Молодые люди, безусловно, знакомились со
всеми нормами гостеприимства, начиная от ритуала приема гостей и кончая связанными с этим институтом обычно правовыми нормами» (244; 383).
У привилегированной части горцев традиционно имелись два гостевых помещения: отдельный дом за оградой основной усадьбы, с двориком, коновязью и конюшней, и гостиная в общем жилом доме.
У низших сословий гостевой была пристройка к жилому дому.
Гостевые дома и комнаты народов Северного Кавказа в литературе получили названия «кунацкая».
Убранство кунацкой зависело от возможности хозяев, но каждая семья старалась обставить ее как можно лучше.
Эго было связано с стремлением хозяев показать, что все самое ценное в доме принадлежит гостыо.
Богатые кунацкие украшались изделиями с резьбой, дорогими коврами.
Для гостей были приготовлены роскошные постельные принадлежности, дорогая посуда.
В домах обычных тружеников кунацкие оснащались добротными и нарядными одеялами, подушками, столовыми принадлежностями.
На стенах висели оружие и музыкальные инструменты.
Все, что предназначалось гостью (угощение, корм для его лошади и др.), было самым лучшим.
Это запечатлено,

[стр.,150]

150 в частности, в черкесской поговорке: «Еблагъэ зи бэм и бын мэжа-лГэкъым» (От гостей семья не будет голодной).
Предоставляя гостю приют, хозяин стремился в то же время развлечь его, дать возможность отдохнуть.
Например, для молодого гостя устраивались танцы, на которые приглашались красивые девушки.
Для почетных гостей устраивали скачки, народные спортивные состязания.
Традиции гостеприимства были важны в общекультурном и воспитательном отношениях.
«Кунацкая, — справедливо отмечает кабардинский филолог 3.
М.
Налоев, — была и рестораном, и концертным
залом, и кабинетом, где решались политические проблемы, и университетом для подрастающего поколения».
(См: Основные работы о кунацкой и приеме в ней гостя: Гарданов В.К.
Общественный строй.., (291-297); Мамбетов Г.Х.
О гостеприимстве и застольном этикете адыгов //УАНИН.
Т.8.
Этнография.
Майкоп, 1968; Мусукаев А.И.
Традиционное гостеприимство кабардинцев и балкарцев.
Нальчик, 1990, с.
14-41.) Вместе с тем хозяин должен был обеспечить гостю защиту его жизни, чести и имущества.
Принять в любое время любого гостя, устроить и накормить его как можно лучше, удовлетворить и даже предвосхитить его желания, обеспечить ему защиту, кем бы он ни был, — все это передавалось из поколения в поколение как нравственный долг человека.
Реально осуществлять передачу традиций гостеприимства могла только семья.

В отношениях между хозяевами и гостями огромное внимание уделялось этикету общения.
Гости стремились показывать знание правил поведения, высокий уровень своей воспитанности.
В кунацкой хозяин усаживал гостя на почетное место, а сам либо садился после его настоятельных приглашений, либо в знак особого уважения не садился совсем, самолично обслуживая гостя.
Считалось, что в застолье важны не только угощения, но и интересная беседа, тосты, которые зачастую представляли собою яркое, остроумное художественное произведение.
Высоко ценился тамада, умевший рассказать об участниках застолья, употребить к месту шутку, остроту.
Дети, с малых лет

[Back]