В отношениях между хозяевами и гостями огромное внимание уделялось этикету общения. Гости стремились показывать знание правил поведения, высокий уровень своей воспитанности. В кунацкой хозяин усаживал гостя на почетное место, а сам либо садился после его настоятельных приглашений, либо в знак особого уважения не садился совсем, самолично обслуживая гостя. Считалось, что в застолье важны не только угощения, но и интересная беседа, тосты, которые зачастую представляли собою яркое, остроумное художественное произведение. Высоко ценился тамада, умевший рассказать об участниках застолья, употребить к месту шутку, остроту. Дети, с малых лет наблюдая происходившее в кунацкой, приобщались к традициям гостеприимства. Именно в кунацкой они видели на практике, как выполняются правила поведения, а также имели возможность показать свои знания и умения. Они на собственном опыте убеждались в справедливости горской поговорки: «Гость старше твоего отца». Таким образом, кунацкая для детей по существу являлась своего рода школой общения. Дети горцев, особенно подростки из знатных семей, стремились проводить свое свободное время в кунацкой. Находясь среди гостей, они приобщались к народным обычаям, учились на деле уважать гостей. В кунацкой слушали песни и сказки, жадно прислушиваясь к рассказам, песням и сказаниям народных певцов и таким образом с малых лет знакомились с богатством устного народного творчества. Каждая семья считала своей первейшей обязанностью воспитывать у детей черту бескорыстного гостеприимства и умение достойно вести себя в гостях. Эти черты личности считались жизненно необходимыми[98, С.231]. Ведущим и определяющим средством воспитания детей было и остается их общение с родителями, взрослыми. Народ понимал, что общение есть одна из сфер бытия, в которой ярко проявляется социальная сущность человека. Без общения невозможно ввести в мир вещей и мир людей. С помощью общения устанавливается контакт детей с родителями, старшими, сверстниками. 131 |
142 человека. Без общения невозможно ввести человека в мир вещей и мир людей. С помощью общения устанавливается контакт детей с родителями, старшими, сверстниками. Благодаря общению дети получают информацию об окружающей действительности, об отношениях между людьми и сами вступают в эти отношения, шаг за шагом овладевают знаниями, умениями и навыками, приобретают жизненный опыт. Благодаря общению с младшими и старшими в семье дети понимают друг друга, обмениваются переживаниями, у них развивается эмоциоиалыю-волевая сфера. В результате общения вырабатывают общественно необходимые стимулы и положительные изменения в поведении. В народной педагогике раскрыта специфика общения родителей и детей в семье. В идеале оно направлено на создание атмосферы любви, доверия и уважения к детям, на развитие у них природных задатков и способностей, включения их соответственно возрасту в систему желательных родителям отношений в семье и обществе. Непрерывно общаясь с детьми, родители обогащают их словарный запас, стремятся добиваться выразительности их речи, формируют убеждения. Поэтому народ высоко ценил мастерство педа гогичес кого об щеп ия. В фольклоре адыгов и карачасво-балКарцев немало не потерявших своего значения в наше время пословиц, поговорок, афористических суждений о том, каким должно быть общение в семье, чтобы оно оказывало воспитательное воздействие на детей. Вот требования карачаево-балкарцев к общению родителей с детьми: «Татлы сез-балдан татлы» (Ласковое слово слаще меда); «Тил джюрекге джол ишлейди» (Язык строит путь к сердцу); «Хар сезню орну бар» (У каждого слова есть свое место). Аналогичны адыгские пословицы и поговорки: «Дахэм блэр гъуэм къреш» (Доброе слово и змею из норы выманит); «Дахэм и щ1агъ дыщэ щЬлъщ» (Под добрым словом лежит золото). Приведем пословицы и поговорки об общении, адресованные детям. Черкесские: «Уи анэ къыбжиЬ едэ1уи, адэ кьыбжиЬ гьэзащ1э» (Чти слово матери, выполняй 150 в частности, в черкесской поговорке: «Еблагъэ зи бэм и бын мэжа-лГэкъым» (От гостей семья не будет голодной). Предоставляя гостю приют, хозяин стремился в то же время развлечь его, дать возможность отдохнуть. Например, для молодого гостя устраивались танцы, на которые приглашались красивые девушки. Для почетных гостей устраивали скачки, народные спортивные состязания. Традиции гостеприимства были важны в общекультурном и воспитательном отношениях. «Кунацкая, — справедливо отмечает кабардинский филолог 3. М. Налоев, — была и рестораном, и концертным залом, и кабинетом, где решались политические проблемы, и университетом для подрастающего поколения». (См: Основные работы о кунацкой и приеме в ней гостя: Гарданов В.К. Общественный строй.., (291-297); Мамбетов Г.Х. О гостеприимстве и застольном этикете адыгов //УАНИН. Т.8. Этнография. Майкоп, 1968; Мусукаев А.И. Традиционное гостеприимство кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 1990, с. 14-41.) Вместе с тем хозяин должен был обеспечить гостю защиту его жизни, чести и имущества. Принять в любое время любого гостя, устроить и накормить его как можно лучше, удовлетворить и даже предвосхитить его желания, обеспечить ему защиту, кем бы он ни был, — все это передавалось из поколения в поколение как нравственный долг человека. Реально осуществлять передачу традиций гостеприимства могла только семья. В отношениях между хозяевами и гостями огромное внимание уделялось этикету общения. Гости стремились показывать знание правил поведения, высокий уровень своей воспитанности. В кунацкой хозяин усаживал гостя на почетное место, а сам либо садился после его настоятельных приглашений, либо в знак особого уважения не садился совсем, самолично обслуживая гостя. Считалось, что в застолье важны не только угощения, но и интересная беседа, тосты, которые зачастую представляли собою яркое, остроумное художественное произведение. Высоко ценился тамада, умевший рассказать об участниках застолья, употребить к месту шутку, остроту. Дети, с малых лет 15! наблюдая происходившее в кунацкой, приобщались к традициям гостеприимства. Именно в кунацкой они видели на практике, как выполняются правила поведения, а также имели возможность показать свои знания и умения. Они на собственном опыте убеждались в справедливости горской поговорки: «Гость старше твоего отца». Таким образом, кунацкая для детей по существу являлась своего рода школой общения. Дети горцев, особенно подростки из знатных семей, стремились проводить свое свободное время в кунацкой. Находясь среди гостей, они приобщались к народным обычаям, учились на деле уважать гостей. В кунацкой слушали песни и сказки, жадно прислушиваясь к рассказам, песням и сказаниям народных певцов и таким образом с малых лет знакомились с богатством устного народного творчества. Каждая семья считала своей первейшей обязанностью воспитывать у детей черту бескорыстного гостеприимства и умение достойно вести себя в гостях. Эти черты личности считались жизненно необходимыми. У всех народов, в том числе и у адыгов и карачаево-балкарцев, основным средством воспитания в раннем детстве (дошкольном возрасте) является игра. Возникла она как источник удовлетворения потребности ребенка в движении, деятельности, познании окружающего мира. В игре народ видел мощный фактор физического и духовного развития подрастающего поколения. Благодаря играм у детей с малых лет развивается любознательность, активность, стремление к самостоятельности. Чтобы игра развивала детей, формировала их личность, народ изобрел «орудие»: игры-игрушки, т.е. специально сделанные предметы, облегчающие знакомство с реальным миром, окружающими вещами, явлениями и в то же время дающие возможность забавляться, развлекаться. Игрушки создают и сами дети. Игру народ рассматривал как отражение в сознании ребенка разносторонней деятельности взрослых и их отношений. В игре дети показывали свое отношение к наблюдаемым фактам и явлениям жизни. В то же время в игре проявлялась направленность детей, выявлялись их интересы, склонности, вырабатывались |