Проверяемый текст
Семенов, Курман Борисович; Этнопедагогика горской семьи - история, теория, практика (Диссертация, 2000)
[стр. 132]

Благодаря общению дети получают информацию об окружающей действительности, об отношениях между людьми и сами вступают в эти отношения, шаг за шагом овладевают знаниями, умениями и навыками, приобретают жизненный опыт.
Благодаря общению с младшими и старшими
дети понимают друг друга, обмениваются переживаниями, у них развивается эмоционально-волевая сфера.
В результате общения вырабатывают общественно необходимые стимулы и положительные изменения в поведении.
В народной педагогике раскрыта специфика общения родителей и детей в семье.
В идеале оно направлено на создание атмосферы любви, доверия и уважения к детям, на развитие у них природных задатков и способностей, включения их соответственно возрасту в систему желательных родителям отношений в семье и обществе.
Непрерывно общаясь с детьми, родители обогащают их словарный запас, стремятся добиваться выразительности их речи, формируют убеждения.
Поэтому народ высоко ценил мастерство педагогического общения.

Убеждение словом, в тесной взаимосвязи с другими способами воздействия на психику ребенка являлось наиболее верным народным средством воспитания.
Ярким примером тому служит бессмертное слово народа его устная поэзия.
Многие поколения тружеников испытали на себе благотворное влияние воспитательной мощи родного фольклора, учившего понимать мир, жизнь, людей.
С малых лет, находясь под влиянием родного слова, крестьянские дети усваивали высокие нравственные идеалы, заключенные в устной поэзии народа.
В процессе общения взрослыми умело использовалось внушение -прямое или косвенное воздействие с помощью слова, носящее императивную направленность.
По мере взросления детей родители,
взрослые все больше обращались к доводам рассудка, к убедительным пояснениям.
Родители являлись для ребенка первыми лицами, удовлетворявшими его потребность в
132
[стр. 142]

142 человека.
Без общения невозможно ввести человека в мир вещей и мир людей.
С помощью общения устанавливается контакт детей с родителями, старшими, сверстниками.
Благодаря общению дети получают информацию об окружающей действительности, об отношениях между людьми и сами вступают в эти отношения, шаг за шагом овладевают знаниями, умениями и навыками, приобретают жизненный опыт.
Благодаря общению с младшими и старшими
в семье дети понимают друг друга, обмениваются переживаниями, у них развивается эмоциоиалыю-волевая сфера.
В результате общения вырабатывают общественно необходимые стимулы и положительные изменения в поведении.
В народной педагогике раскрыта специфика общения родителей и детей в семье.
В идеале оно направлено на создание атмосферы любви, доверия и уважения к детям, на развитие у них природных задатков и способностей, включения их соответственно возрасту в систему желательных родителям отношений в семье и обществе.
Непрерывно общаясь с детьми, родители обогащают их словарный запас, стремятся добиваться выразительности их речи, формируют убеждения.
Поэтому народ высоко ценил мастерство педа гогичес кого об
щеп ия.
В фольклоре адыгов и карачасво-балКарцев немало не потерявших своего значения в наше время пословиц, поговорок, афористических суждений о том, каким должно быть общение в семье, чтобы оно оказывало воспитательное воздействие на детей.
Вот требования карачаево-балкарцев к общению родителей с детьми: «Татлы сез-балдан татлы» (Ласковое слово слаще меда); «Тил джюрекге джол ишлейди» (Язык строит путь к сердцу); «Хар сезню орну бар» (У каждого слова есть свое место).
Аналогичны адыгские пословицы и поговорки: «Дахэм блэр гъуэм къреш» (Доброе слово и змею из норы выманит); «Дахэм и щ1агъ дыщэ щЬлъщ» (Под добрым словом лежит золото).
Приведем пословицы и поговорки об общении, адресованные детям.
Черкесские: «Уи анэ къыбжиЬ едэ1уи, адэ кьыбжиЬ гьэзащ1э» (Чти слово матери, выполняй

[стр.,143]

143 поручение отца); «Уижь жи1эр, уи щ1э ищ1ыр шхы» (Слушай слово старшего, ешь еду, приготовленную младшим).
Абазинские: «Уш1а Йч1атыц1ыз ажва гъузыг1ахънырх1 — вхуам» (Слово, сорвавшееся с языка, не вернешь); «Ухъа умыртшхъван ангахьгьытгьи умырджьан» (Себя не хвали, других не хули) (277; 127,132,146, 232).
В процессе общения родителями умело использовалось внушение — прямое или косвенное воздействие с помощью слова, носящее императивную направленность.
По мере взросления детей родители
все больше обращались к доводам рассудка, к убедительным пояснениям.
Родители являлись для ребенка первыми лицами, удовлетворявшими его потребность в
получении информации, необходимой для повседневной жизнедеятельности.
Наиболее распространенной формой словесного общения являлась личная беседа отца, матери с ребенком.
Родители заранее определяли цель предстоящей беседы, выбирали наиболее оптимальные условия ее проведения, создавали атмосферу взаимного доверия, эмоциональный настрой.
Имели место и беседы-экспромты, вызывавшиеся необходимостью оперативного педагогического воздействия в силу создавшейся конкретной ситуации.
В процессе беседы инициатива принадлежала отцу, матери, старшим членам семьи.
Результаты беседы анализировались с целью внесения необходимых корректив в последующие беседы и поведение ребенка.
Родители не допускали снисходительности к отрицательным поступкам детей, их капризам и прихотям, избегали заласкивания и захваливания.
Отвергалась неразумная любовь к детям: «Утч1ачва уырмайуыбзан», — говорят абазинцы (Не потворствуй прихотям своих детей).
В то же время в общении исключались грубость, насилие, физические и иные наказания, унижающие достоинство личности.
Вот что выражает в этой связи абазинская пословица: «Татырч1ачла мш1уандыр гьдырхъум, ажва гваула асаби дыгьхъдыр — дзум» (Шестом воз дров не перевязывают, грубыми словами ребенка не воспитывают) (277; 263), Народ отчетливо осознавал, что педагогический такт представляет собой

[Back]