получении информации, необходимой для повседневной жизнедеятельности. Наиболее распространенной формой словесного общения являлась личная беседа отца, матери с ребенком. Взрослые заранее определяли цель предстоящей беседы, выбирали наиболее оптимальные условия ее проведения, создавали атмосферу взаимного доверия, эмоциональный настрой. Имели место и беседы-экспромты, вызывавшиеся необходимостью оперативного педагогического воздействия в силу создавшейся конкретной ситуации. В процессе беседы инициатива принадлежала отцу, матери, старшим членам семьи. Результаты беседы анализировались с целью внесения необходимых корректив в последующие беседы и поведение ребенка. Не допускалась снисходительность к отрицательным поступкам детей, их капризам и прихотям, избегалось заласкивание и захваливание. В то же время в общении исключались грубость, насилие, физические и иные наказания, унижающие достоинство личности. Как свидетельствует народная педагогика, в большинстве случаев общение в семье протекало в условиях доверия и взаимопонимания. Не допускался и строго осуждался стиль заигрывания в общении. Можно утверждать, что наиболее распространенным стилем общения с детьми был демократический. Это означало, что дети глубоко уважают взрослых, признают их авторитет и, в свою очередь, взрослые проявляют по отношению к детям полное доверие, откровенность и доброжелательность, т.е. имеют место педагогическое сопереживание и сотрудничество. Народ обладает высокой культурой педагогического общения, что находит отражение в широком проявлении педагогического такта. Это означает умение подбирать наиболее эффективные способы и приемы должного общения, предъявлять детям разумные требования, проявлять чувство меры, четкость и внимательность, ласковость и строгость, уважать в детях человеческое достоинство. Необходимым являлось общения ребенка со сверстниками, товарищами. |
143 поручение отца); «Уижь жи1эр, уи щ1э ищ1ыр шхы» (Слушай слово старшего, ешь еду, приготовленную младшим). Абазинские: «Уш1а Йч1атыц1ыз ажва гъузыг1ахънырх1 — вхуам» (Слово, сорвавшееся с языка, не вернешь); «Ухъа умыртшхъван ангахьгьытгьи умырджьан» (Себя не хвали, других не хули) (277; 127,132,146, 232). В процессе общения родителями умело использовалось внушение — прямое или косвенное воздействие с помощью слова, носящее императивную направленность. По мере взросления детей родители все больше обращались к доводам рассудка, к убедительным пояснениям. Родители являлись для ребенка первыми лицами, удовлетворявшими его потребность в получении информации, необходимой для повседневной жизнедеятельности. Наиболее распространенной формой словесного общения являлась личная беседа отца, матери с ребенком. Родители заранее определяли цель предстоящей беседы, выбирали наиболее оптимальные условия ее проведения, создавали атмосферу взаимного доверия, эмоциональный настрой. Имели место и беседы-экспромты, вызывавшиеся необходимостью оперативного педагогического воздействия в силу создавшейся конкретной ситуации. В процессе беседы инициатива принадлежала отцу, матери, старшим членам семьи. Результаты беседы анализировались с целью внесения необходимых корректив в последующие беседы и поведение ребенка. Родители не допускали снисходительности к отрицательным поступкам детей, их капризам и прихотям, избегали заласкивания и захваливания. Отвергалась неразумная любовь к детям: «Утч1ачва уырмайуыбзан», — говорят абазинцы (Не потворствуй прихотям своих детей). В то же время в общении исключались грубость, насилие, физические и иные наказания, унижающие достоинство личности. Вот что выражает в этой связи абазинская пословица: «Татырч1ачла мш1уандыр гьдырхъум, ажва гваула асаби дыгьхъдыр — дзум» (Шестом воз дров не перевязывают, грубыми словами ребенка не воспитывают) (277; 263), Народ отчетливо осознавал, что педагогический такт представляет собой 144 проявление человеческого ума в единстве с эмоциями, чувствованиями. Такт требует знания возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, понимания состояния его души в данный момент, выдержки и самообладания, гибкости поведения родителей. Источником педагогического такта родителей выступает уважение к детям и любовь к ним. Как свидетельствует народная педагогика, в большинстве случаев общение в семье протекало в условиях доверия и взаимопонимания. Не допускался и строго осуждался стиль заигрывания в общении. Можно утверждать, что наиболее распространенным стилем общения родителей и детей был демократический. Это означало, что дети глубоко уважают родителей, признают их авторитет и, в свою очередь, родители проявляют по отношению к детям полное доверие, откровенность и доброжелательность, т.е. имеют место педагогическое сопереживание и сотрудничество. Народ обладает высокой культурой педагогического общения, что находит отражение в широком проявлении педагогического такта. Это означает умение подбирать наиболее эффективные способы и приемы должного общения, предъявлять детям разумные требования, проявлять чувство меры, четкость и внимательность, ласковость и строгость, уважать в детях человеческое достоинство. Родители создавали в семье условия для общения ребенка со сверстниками, товарищами, соучастниками «золотых игр детства». В обществе сверстников дети чувствовали себя равными среди равных. Общение в совместных играх, трудовых делах, развлечениях способствовало воспитанию товарищеской солидарности, выработке умении, навыков и привычек общежития. Родители внимательно относились к окружению своих детей, к выбору ими товарищей, общению ребенка с детьми, внушающими наибольшую симпатию и доверие. На основе жизненного опыта родители установили, что детям необходимо общение со сверстниками, иначе они многое теряют в своем развитии, даже больше, чем без общения со взрослыми. Наблюдая процесс общения ребенка со |