Проверяемый текст
Семенов, Курман Борисович; Этнопедагогика горской семьи - история, теория, практика (Диссертация, 2000)
[стр. 134]

соучастниками «золотых игр детства».
В обществе сверстников дети чувствовали себя равными среди равных.
Общение в совместных играх, трудовых делах, развлечениях способствовало воспитанию товарищеской солидарности, выработке
умений, навыков и привычек общежития.
Взрослые, родители внимательно относились к окружению своих детей, к выбору ими товарищей, общению ребенка с детьми, внушающими наибольшую симпатию и доверие.
Па основе жизненного опыта они установили, что детям необходимо общение со сверстниками, иначе они многое теряют в своем развитии, даже больше, чем без общения со взрослыми.
Наблюдая процесс общения ребенка со
сверстниками, можно изучить уровень его воспитанности и развития, узнать индивидуальные особенности.
Столетиями накапливался опыт общения детей по принципу: целесообразность красота нравственность.
Родители учили детей умению завязывать и поддерживать беседу, внимательно и вежливо выслушивать вопросы и внятно, содержательно отвечать на них, при этом не умничать излишне, не дичиться, задавать вопросы лишь по теме беседы, высказывать свое мнение только тогда, когда об этом спрашивают.
В беседе высоко ценились шутка, остроумие, чувство юмора.

Это рассматривалось как средство, облегчающее и украшающее общение, как свидетельство развитой наблюдательности, высокого уровня интеллектуального развития.
Доказательством воспитательного влияния родного слова на формирование морального облика молодого поколения являлась деятельность народных певцов.
Их песни о доблести и мужестве, исполняемые публично, обладали огромной силой влияния на всех присутствующих, вызывая у них, особенно у молодежи, глубокое чувство патриотизма.
Основными создателями, хранителями и распространителями подлинно народных
песен, в том числе и детских, были джырчыла (народные певцы).
Исследователи этого жанра с полным основанием утверждают, что они были людьми весьма талантливыми,
134
[стр. 144]

144 проявление человеческого ума в единстве с эмоциями, чувствованиями.
Такт требует знания возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, понимания состояния его души в данный момент, выдержки и самообладания, гибкости поведения родителей.
Источником педагогического такта родителей выступает уважение к детям и любовь к ним.
Как свидетельствует народная педагогика, в большинстве случаев общение в семье протекало в условиях доверия и взаимопонимания.
Не допускался и строго осуждался стиль заигрывания в общении.
Можно утверждать, что наиболее распространенным стилем общения родителей и детей был демократический.
Это означало, что дети глубоко уважают родителей, признают их авторитет и, в свою очередь, родители проявляют по отношению к детям полное доверие, откровенность и доброжелательность, т.е.
имеют место педагогическое сопереживание и сотрудничество.
Народ обладает высокой культурой педагогического общения, что находит отражение в широком проявлении педагогического такта.
Это означает умение подбирать наиболее эффективные способы и приемы должного общения, предъявлять детям разумные требования, проявлять чувство меры, четкость и внимательность, ласковость и строгость, уважать в детях человеческое достоинство.
Родители создавали в семье условия для общения ребенка со сверстниками, товарищами, соучастниками «золотых игр детства».
В обществе сверстников дети чувствовали себя равными среди равных.
Общение в совместных играх, трудовых делах, развлечениях способствовало воспитанию товарищеской солидарности, выработке
умении, навыков и привычек общежития.
Родители внимательно относились к окружению своих детей, к выбору ими товарищей, общению ребенка с детьми, внушающими наибольшую симпатию и доверие.

На основе жизненного опыта родители установили, что детям необходимо общение со сверстниками, иначе они многое теряют в своем развитии, даже больше, чем без общения со взрослыми.
Наблюдая процесс общения ребенка со


[стр.,145]

сверстниками, родители глубоко изучают уровень его воспитанности и развития, узнают индивидуальные особенности.
Столетиями накапливался опыт общения детей по принципу: целесообразность красота нравственность.
Родители учили детей умению завязывать и поддерживать беседу, внимательно и вежливо выслушивать вопросы и внятно, содержательно отвечать на них, при этом не умничать излишне, не дичиться, задавать вопросы лишь по теме беседы, высказывать свое мнение только тогда, когда об этом спрашивают.
В беседе высоко ценились шутка, остроумие, чувство юмора.

Эго рассматривалось как средство, облегчающее и украшающее общение, как свидетельство развитой наблюдательности, высокого уровня интеллектуального развития.
Комическое в народной педагогике понимается как осмеяние стремления человека казаться не тем, чем он является на самом деле.
О таком понимании комического народом свидетельствуют черкесские пословицы: «Мэлым ык!э зыдедзыем ичэныр дэхъащхыпъ»; «Мэлым и 1апэрщыдэуейм, бжэныр дыхьэщхащ» (Когда бежала овца, у нее хвост подбросило, увидев эго, козел засмеялся), т.е.
козел поднял на смех редкий случай, когда у овцы обнажился зад, забыв, что сам всю жизнь ходит с обнаженным задом.
Русские эквиваленты этим пословицам: «В чужом глазу соринку видит, а в своем сучка не замечает», «Чья бы корова мычала, а твоя бы молчала».
Вместе с тем комическое имело важное развлекательное значение.
Как показал И.Д.
Шоров, горцы высоко ценили юмор, смех, шутку.
Это было спасением от тягостного уныния, становилось ничем не заменяемой поддержкой в тяжкий час, избавляло от горестного состояния души.
В адыгских селах с особой любовью относились к шуткам, прибауткам, веселой игре словом, отсюда бережное отношение к балагурам, острословам и забавникам.
Юмором, шуткой, веселым словом и песней, рожденной в душе мастера, народ врачевал свои раны, поддерживал свое духовное здоровье (382; 166-168).
Юмор, присущий народам Северо-Западного Кавказа, ярко отражен в общих для них пословицах и поговорках: «В каждой шутке есть доля правды»;

[стр.,160]

160 Глубоко педагогический смысл имеют карачаевские поговорки о песнях: «Джырсыз кюн батмаз» (Без песни солнце не скроется за горизонт); «Сез — кюмюш, джыр — алтын» (Слово — серебро, песня — золото); «Темирчини кьолу алтын, джырчыны сезю алтын» (У кузнеца рука золотая, у певца слово — золотое) (277; 22-23).
Адыгская народная педагогика и карачаево-балкарская народная педагогика внесли вклад в мировую педагогику тем, что обосновали необходимость возбуждения и развития у детей в семье с малых лет потребности в народно“1 музыке, в искусстве вообще.
Эту потребность народная мудрость связывала с интеллектуальным развитием совершенного человека, рассматривала ее как социальную проблему.
Данную черту народной педагогики горцев наиболее полно и глубоко раскрыли современные исследователи: М.Г.
Загазежев, III.A.
Мирзоев, IE.F..
Хатаев, И.А.
Шоров.
Воспитательное значение народных песен семья видела и в том, что они способствуют развитию чувства патриотизма и национального достоинства.
Так, карачаево-балкарские и адыгские песни об Айдемиркане и Бск-Болате рассказывают о храбрости и благородстве защитников родной земли.
Песнипризывы вдохновляли на подвиги воинов борьбе с иноземными захватчиками, придавали им силы, помогали биться с врагом, не жался жизни.
Песни о груде призывали молодежь преодолевать затруднения, возникавшие в процессе трудовой деятельности, сотрудничать во имя достижений на общее благо и уважения человека-труженика.
Основными создателями, хранителями и распространителями подлинно народных
несен, в том числе и детских, были джырчыла (народные певцы).
Исследователи этого жанра с полным основанием утверждают, что они были людьми весьма талантливыми,
обладали феноменальной памятью и подлинно художественным воображением.
Многие из них знали языки соседних народов.
Они странствовали по всему Кавказу, распространяя свои песни.
«Странствующие» джырчы творчески заимствовали песни других народов, переводили их на свой язык.
Их песни были образцами

[Back]