Проверяемый текст
Семенов, Курман Борисович; Этнопедагогика горской семьи - история, теория, практика (Диссертация, 2000)
[стр. 135]

обладали феноменальной памятью и подлинно художественным воображением.
Многие из них знали языки соседних народов.
Они странствовали по всему Кавказу, распространяя свои песни.
«Странствующие» джырчы творчески заимствовали песни других народов, переводили их на свой язык.
Их песни были образцами
для детских песен.
Джырчыла подражали матери, импровизируя колыбельные песни
[120, С.43].
Исследования музыковедов показывают, что мелодии детских песен просты, а поэтому легко запоминаются.
Эти песни исполняются плавно, неторопливо, ясно выговариваются слова, чтобы облегчить ребенку их за поминание.
Песни такого рода сочинялись и исполнялись в большинстве случаев женщинами, без музыкального сопровождения.

В старинной «Колыбельной» мать желает «светочу своих глаз» вырасти сильным, здоровым и хорошим человеком и никогда не плакать от бедности: «Байны малы кеб болур, Джарлыны малы арыкъды,
Джарлылыкъгьа джылама Джарлыны келю джарыкьды...» (У богатого бывает много скота, У бедняка скот худой, Не плач от бедности, Душа бедняка светла...) [120, С.82].
Карачаевские колыбельные песни жизнерадостны, оптимистичны.
В них звучит нежность, материнская ласка, любовь.
Содержание таких песен
отражает стремление матери видеть ребенка подготовленным к преодолению жизненных трудностей: его не убаюкивали сладкими сказками, не обещали ему легкой жизни, не сулили рая на земле, а готовили к труду, борьбе ради жизни.
Ему внушали, что нет для человека ничего готового, что он сам должен научиться делать все, что необходимо
дчя существования[120, С.80].
135
[стр. 160]

160 Глубоко педагогический смысл имеют карачаевские поговорки о песнях: «Джырсыз кюн батмаз» (Без песни солнце не скроется за горизонт); «Сез — кюмюш, джыр — алтын» (Слово — серебро, песня — золото); «Темирчини кьолу алтын, джырчыны сезю алтын» (У кузнеца рука золотая, у певца слово — золотое) (277; 22-23).
Адыгская народная педагогика и карачаево-балкарская народная педагогика внесли вклад в мировую педагогику тем, что обосновали необходимость возбуждения и развития у детей в семье с малых лет потребности в народно“1 музыке, в искусстве вообще.
Эту потребность народная мудрость связывала с интеллектуальным развитием совершенного человека, рассматривала ее как социальную проблему.
Данную черту народной педагогики горцев наиболее полно и глубоко раскрыли современные исследователи: М.Г.
Загазежев, III.A.
Мирзоев, IE.F..
Хатаев, И.А.
Шоров.
Воспитательное значение народных песен семья видела и в том, что они способствуют развитию чувства патриотизма и национального достоинства.
Так, карачаево-балкарские и адыгские песни об Айдемиркане и Бск-Болате рассказывают о храбрости и благородстве защитников родной земли.
Песнипризывы вдохновляли на подвиги воинов борьбе с иноземными захватчиками, придавали им силы, помогали биться с врагом, не жался жизни.
Песни о груде призывали молодежь преодолевать затруднения, возникавшие в процессе трудовой деятельности, сотрудничать во имя достижений на общее благо и уважения человека-труженика.
Основными создателями, хранителями и распространителями подлинно народных несен, в том числе и детских, были джырчыла (народные певцы).
Исследователи этого жанра с полным основанием утверждают, что они были людьми весьма талантливыми, обладали феноменальной памятью и подлинно художественным воображением.
Многие из них знали языки соседних народов.
Они странствовали по всему Кавказу, распространяя свои песни.
«Странствующие» джырчы творчески заимствовали песни других народов, переводили их на свой язык.
Их песни были образцами


[стр.,161]

161 для детских песен.
Джырчыла подражали матери, импровизируя колыбельные песни
(264; 43).Исследования музыковедов показывают, что мелодии детских песен просты, а поэтому легко запоминаются.
Эти песни исполняются плавно, неторопливо, ясно выговариваются слова, чтобы облегчить ребенку их за поминание.
Песни такого рода сочинялись и исполнялись в большинстве случаев женщинами, без музыкального сопровождения.

Так, в «Песне о птичке» поется о повадках разных птиц.
Основу мелодии составляют секундовые полевки.
Их сцепление образует секстовый диапазон песни (4; 173.).
В старинной «Колыбельной» мать желает «светочу своих глаз» вырасти сильным, здоровым и хорошим человеком и никогда не плакать от бедности: «Байны малы кеб болур, Джарлы малы — арыкъды,
Джарлылыкъгъа джылама Джарлы келю джарыкъды...» (У богатого бывает много скота, У бедняка скот худой, Не плач от бедности, Душа бедняка светла...) (264;.82).
Карачаево-балкарские колыбельные песни жизнерадостны, оптимистичны.
В них звучит нежность, материнская ласка, любовь.
Содержание таких песен,
как справедливо замечал Кайсын Кулиев, отражает стремление матери видеть ребенка подготовленным к преодолению жизненных трудностей: его не убаюкивали сладкими сказками, не обещали ему легкой жизни, не сулили рая на земле, а готовили к труду, борьбе ради жизни.
Ему внушали, что нет для человека ничего готового, что он сам должен научиться делать все, что необходимо
для существования (264; 80).
В колыбельных песнях ногайцев, карачаевцев, балкарцев, содержались «формулы-пожелания», адресованные

[Back]