ГЛАВА I. ТЕО РЕТИ Ч ЕС К И Е О С Н О В Ы И ЭТН И ЧЕСКИ Е О СО БЕН Н О СТИ Н РА ВСТВЕН Н О ГО ВО СП И ТА Н И Я 1.1 Процесс нравственного воспитания в практике отечественной педагогики Нравственное воспитание есть процесс передачи нравственности от предыдущих поколений к последующим. В понимании нравственности в истории культуры сложилось 4 основные традиции: патерналистская (нравственное воспитание как обязательное почитание старших); религиозно церковная (нравственное воспитание как поддержание авторитета веры); просветительская (нравственное воспитание как результат освоения научных знаний, подверженных суду разума); коммунитарная (нравственное воспитание как процесс формирования чувства коллективизма) [157, С.67]. Различные концепции, через которые реализовывались эти традиции, имели философскую направленность, где они ограничивались постановкой вопроса о принципиальной возможности и общих аспектах нравственного воспитания. В других случаях, например, Ж.Ж. Руссо, имелись конкретные нравственные воспитательные программы, хотя многое в них было утопическим. В нравственном воспитании участвуют воспитатели и воспитуемые, то есть это процесс взаимосвязанный. Воспитатели, люди старшего возраста, более компетентные, чем воспитуемые, и это должны быть люди, которые выделяются среди остальных по своим моральным качествам. Нравственность находится в основании самой человеческой деятельности и не является обычной целью, которую можно достигнуть в определённый отрезок времени с помощью определённой совокупности конкретных действий; её скорее можно назвать последней, высшей целью. Более конкретно, нравственность можно назвать не целью, а идеалом — регулятивным принципом и масштабом оценки человеческого поведения. |
Глава 1. Теоретические и методологические основы нравственного воспитания 1.1 Процесс нравственного воспитания в практике отечественной педагогики Нравственное воспитание есть процесс передачи нравственности от предыдущих поколений к последующим. В понимании нравственности в истории культуры сложилось 4 основные традиции: патерналистская (нравственное воспитание как обязательное почитание старших); религиозно церковная (нравственное воспитание как поддержание авторитета веры г. просветительская (нравственное воспитиание как результат освоения научных знаний, подверженных суду разума); коммунитарная (нравственное воспитание как процесс формирования чувства коллективизма) [119, С.67]. Различные концепции, через которые реализовывались эти традиции, имели философскую направленность, где они ограничивались постановкой вопроса о принципиальной возможности и общих аспектах нравственного воспитания. В других случаях, например, Ж.Ж. Руссо, имелись конкретные нравственные воспитательные программы, хотя многое в них было утопическим. В нравственном воспитании участвуют воспитатели и вослигуемые, ю есть это процесс взаимосвязанный. Воспитатели, люди более сведущие, компетентные, чем воспигуемые, и это должны быть люди, которые выделяются среди остальных по своим моральным качествам. Нравственность находится в основании самой человеческой деятельности и не является обычной целью, которую можно достигнуть в определённый отрезок времени с помощью определённой совокупности конкретных действий: её скорее можно назвать последней, высшей целью. Более конкретно, нравственность можно назвать не целью, а идеалом — регулятивным принципом и масштабом оценки человеческого поведения. |