принадлежностью человека, а носит общечеловеческий характеру 8, С.56]. Эта цель, конкретизировавшаяся в отдельно взятой семье, в целом отражала обобщенный коллективный многовековой опыт нравственного воспитания подрастающего поколения, где основными чертами совершенного человека считались физическое развитие, духовность, любовь к народу, трудолюбие, уважение к человеку, правдивость, мужество, дисциплинированность, обладание положительными чертами национального характера. Об этом свидетельствуют произведения устного народного творчества русского народа и карачаевцев. Особенностью педагогики, созданной карачаевцами, является специфика идеала личности женщины, которая вбирает в себя такие качества, как ум, доброту, честность, справедливость, остроумие, находчивость, наблюдательность и т.д. Этими качествами наделяются разные героини народного творчества: Аминат, Фатимат и другие. В русской народной педагогике особо распространен культ матери, утверждающий непререкаемый ее авторитет, основанный на ее исключительной роли в рождении и воспитании ребенка. Мысль о том, что мать незаменима, ее любовь и забота о детях безграничны, содержится во многих нравоучительных повествованиях карачаевцев. Отношения родителей к детям основывались на материнской любви и авторитете отца. Вместе с тем отношения детей к родителям обуславливались и тем, как относились друг к другу родители. Поэтому подготовка совершенного человека, нравственное развитие у карачаевцев осуществлялась преимущественно в условиях семьи, ограничивалась рамками общины или селения. Идеи нравственного воспитания в семье осуществлялись в связи с физическим, трудовым, эстетическим и умственным воспитанием. Идеи физического воспитания в карачаевской народной педагогике ярко отразились в фольклорном творчестве: это доблестные, храбрые, честные нарты, которые 147 |
совершенного человека, которая, по Г.Н. Волкову, не является этнической принадлежностью человека, а носит общечеловеческий характер. Эта цель, конкретизировавшаяся в отдельно взятой семье, в целом отражала обобщенный коллективный многовековой опыт воспитания подрастающего поколения, где основными чертами совершенного человека считались физическое развитие, духовность, любовь к народу, трудолюбие, уважение к человеку7, правдивость, мужество, дисциплинированность, обладание положительными чертами национального характера. Об этом свидетельствуют произведения устного народного творчества русского народа и адыгов. Особенностью педагогики, созданной адыгами, является специфика идеала личности женщины, которая вбирает в себя такие качества, как ум, доброту, честность, справедливость, остроумие, находчивость, наблюдательность и т.д. Этими качествами наделяются разные героини народного творчества: Малечипх, Даханаго. В русской народной педагогике особо распространен культ матери, утверждающий непререкаемый ее авторитет, основанный на се исключительной роли в рождении и воспитании ребенка. Мысль о том, что мать незаменима, ее любовь и забота о детях безграничны, содержится во многих нравоучительных повествованиях адыгов. Отношения родителей к детям основывались на материнской любви и авторитете отца. Вместе с тем отношения детей к родителям обуславливались и тем, как относились друг к другу родители. Поэтому подготовка совершенного человека в адыгской семье осуществлялась преимущественно в условиях семьи, ограничивалась рамками общины или селения. Составными частями, задачами семейного воспитания являлись физическое, трудовое, нравственное, эстетическое и умственное воспитание. Идеи физического воспитания в адыгской семье ярко отразились в фольклорном 167 |