состязаются в силе и ловкости. Под влиянием этих героев у детей вырабатывались волевые качества, стойкость, выносливость. Особое внимание было уделено здоровью. Это подтверждается пословицей: «Дороже здоровья нет ничего на свете». Физическому воспитанию важное место отводила и русская народная педагогика. В устном народном творчестве русского народа описываются былинные богатыри, которые обладали огромной физической силой. О важности здоровья говорят следующие русские пословицы: «Дал бы бог здоровья, а счастье найдем», «Здоровье дороже богатства». Содержанием нравственного воспитания в русской народной педагогике являлась, в основном, общечеловеческая мораль. Вместе с тем она дополнялась нормами и требованиями национального характера, эти нормы также включали дифференцированные правила поведения для мужчин и женщин. Нравственный идеал ярко и глубоко отражен в произведениях устного народного творчества. Можно сказать, что в них по сути дела в художественной форме отражен моральный кодекс «Домострой», выработанный народом на протяжении многих тысячелетий. Примером аналогичного кодекса у карачаевцев может служить этическая программа «Тау адет», впитавшая в себя лучшие качества характера народа. «Тау адет» это устный памятник культуры. В своем историческом развитии «Домострой» и «Тау адет» отразили общность мировоззренческих принципов и спроектировали такую модель поведения, которая указывает человеку путь к совершенствованию добродетели, способствует установлению между людьми гармоничных отношений. Нравственные законы «Домостроя» и «Тау адет» основаны на этнопсихологическом развитии человека и определяют национальные особенности этикета, например, почитание древности, институт старшинства, мужчина, женщина, дета, честь, добро и зло, земля, культ красоты и гармонии, военное дело, верность Родине и своему народу и т.д. [56, С.210] Чувство патриотизма русский и карачаевский народы связывали с национальным достоинством, что означает ответственность перед народом за 148 |
творчестве: это доблестные, храбрые, честные нарты, которые состязаются в силе и ловкости. Под влиянием этих героев у детей вырабатывались волевые качества, стойкость, выносливость. Особое внимание было уделено здоровью. Это подтверждается пословицей: «Узынчъагьэм нахьлъапЬ щьйэп» («Дороже здоровья нет ничего на свете»). Физическому воспитанию важное место отводила и русская народная педагогика. В устном народном творчестве русского народа описываются былинные богатыри, которые обладали огромной физической силой. О важности здоровья говорят следующие русские пословицы: «Дал бы бог здоровья, а счастье найдем», «Здоровье дороже богатства». Содержанием нравственного воспитания в семейной педагогике русских являлась, в основном, общечеловеческая мораль. Вместе с тем она дополнялась нормами и требованиями национального характера, эти нормы также включали дифференцированные правила поведения для мужчин и женщин. Нравственный идеал ярко и глубоко отражен в произведениях устного народного творчества. Можно сказать, что в них по сути дела в художественной форме отражен моральный кодекс «Домострой», выработанный народом на протяжении многих тысячелетий. Примером аналогичного кодекса у адыгов может служить этическая программа «Адыгэ Хабзэ», впитавшая в себя лучшие качества характера народа. «Адыгэ Хабзэ» это устный памятник культуры. В своем историческом развитии «Домострой» и «Адыгэ Хабзэ» отразили общность мировоззренческих принципов и спроектировали такую модель поведения, которая указывает человеку путь к совершенствованию добродетели, способствует установлению между людьми гармоничных отношений. Нравственные законы «Домостроя» и «Адыгэ Хабзэ» основаны на этнопсихологическом развитии человека и определяют национальные особенности этикета, например, почитание древности, институт старшинства, мужчина, женщина, дети, честь, добро и зло, земля, культ красоты и гармонии, 168 |