В обществе нет специальных лиц и учреждений, профессионально занимающихся нравственным воспитанием. По мысли древнегреческого философа Протагора, в особых учителях добродетели нет нужды по той причине, что все учителя (музыки, гимнастики, математики и т. д.) учат добродетели. Социальные институты (семья, школа, трудовой коллектив, государство и др.) точно так же наряду со своим прямым назначением оказывают и нравственное формирующее воздействие на индивидов. Процесс воспроизводства нравственности в обществе вписан во всё многообразие социальной деятельности и осуществляется попутно. В целом он протекает стихийно и поддаётся целенаправленному воздействию и сознательному контролю в основном в форме самовоспитания, самосовершенствования. Каждое разумное существо ответственно за собственное нравственное становление и развитие. Нравственное развитие человека осуществляется через культивирование определённых поступков, поведения, суммирующихся в нравственные черты характера. «Моральное воспитание начинается там, где перестают пользоваться словами» (А. Швейцер), оно осуществляется через силу собственного примера. По другому говоря, поступок является основой нравственного самовоспитания личности, а также методом нравственного влияния на окружающих. Так воспитуемый становится воспитателем: воспитывая себя, человек одновременно воспитывает других. Нравственное воспитание выражает потребность общества сознательно влиять на процесс, являющийся предельно индивидуализированным и в целом протекающий стихийно. Воспитание нравственности, в другом смысле у карачаевцев трактуется, как обучение нормам обществ, приличия. В этом случае речь идёт о диктуемых культурой формах поведения индивида в различных ситуациях и отношениях — от поведения за обеденным столом и до ритуалов почитания богов. В разные |
В обществе нет специальных лиц и учреждений, профессионально занимающихся нравственным воспитанием. По мысли древнегреческого философа Протагора, в особых учителях добродетели нет нужды по той причине, что все учителя (музыки, гимнастики, математики и т. д.) учат добродетели. Социальные институты (семья, школа, трудовой коллектив, государство и др.) точно так же наряду со своим прямым назначением оказывают и нравственное формирующее воздействие на индивидов. Процесс воспроизводства нравственности в обществе вписан во всё многообразие социапьной деятельности и осуществляется попутно. В целом он протекает стихийно и поддаётся целенаправленному воздействию и сознательному контролю в основном в форме самовоспитания, самосовершенствования. Каждое разумное существо ответственно за собственное нравственное становление и развитие. Нравственное развитие человека осуществляется через культивирование определённых поступков, поведения, суммирующихся в нравственные черты характера. «Моральное воспитание начинается там, где перестают пользоваться словами» (Л. Швейцер), оно осуществляется через силу собственного примера. По другому говоря, поступок является основой нравственного самовоспитания личности, а также методом нравственного влияния на окружающих. Так воспитуемый становится воспитателем: воспитывая себя, человек одновременно воспитывает других. Нравственное воспитание выражает потребность общества сознательно влиять на процесс, являющийся предельно индивидуализированным и в целом протекающий стихийно. Воспитание нравственности, в другом смысле у карачаевцев трактуется, как обучение нормам обществ, приличия. В этом случае речь идёт о диктуемых культурой формах поведения индивида в различных ситуациях и отношениях — от поведения за обеденным столом и до ритуалов почитания богов. В разные |