продолжительное время, здесь требовалось беспрекословное повиновение мужу и старшим членам его семьи. Однако женщину особенно не загружали домашними работами, к ней были заботливы, внимательны, дожидаясь появления на свет малыша, что делало впоследствии ее семейное положение устойчивым и более авторитетным. Идеал физически развитого здорового человека в русской народной педагогике неотделим от подготовки к труду, причем, специфической ее чертой является дифференцированный подход к трудовому воспитанию мальчиков и девочек. Но в любом случае подготовка к труду в семье была направлена на упрочнение семьи в экономическом, нравственном, воспитательном и других отношениях. Влияние на нравственность карачаевцев оказывали идеи Корана. Нравственно воспитанного человека любое общество оценивают по его отношению к женщине, детям. В психологическом портрете карачаевца с детства заложено уважительное отношение к женщине, прочно сложились устои, способствовавшие развитию гуманного отношения к ней. Овладевая жизненным опытом, ребенок проходит процесс социализации, т.е. попеременно входит в различные типы социальных объединений (групп, общин, общества). Этот процесс неразрывен с саморазвитием и самореализацией личности. Социализация может проходить как стихийно, так и целенаправленно, т.е. под влиянием института семьи. Социализация личности в семье определяется с ее подготовкой к производительному труду, овладением ролями мужчины и женщины, нормами и требованиями морали, выполнением гражданских обязанностей, усвоением культурных ценностей, а также реализацией активности личности, ее саморазвитием и самореализацией. Средствами социализации в условиях карачаевской семьи выступали обычаи, обряды, семейные народные праздники, традиции семейных династий, деятельность советов старейшин и т.д. Так, акт рождения, первая стрижка 152 |
Постоянно делались внушения о долге, чести, порядочности, достоинстве. Паранджа и ограничение к свободе отсутствовали. Замуж отдавали по согласию. После свадьбы привыкание к новой семье шло довольно продолжительное время, здесь требовалось беспрекословное повиновение мужу и старшим членам его семьи. Однако женщину особенно не загружали домашними работами, к ней были заботливы, внимательны, дожидаясь появления на свет малыша, что делало впоследствии ее семейное положение устойчивым и более авторитетным. Идеал физически развитого здорового человека в русской народной педагогике неотделим от подготовки к труду, причем, специфической ее чертой является дифференцированный подход к трудовому воспитанию мальчиков и девочек. Но в любом случае подготовка к труду в семье была направлена на упрочнение семьи в экономическом, нравственном, воспитательном и других отношениях. Влияние на нравственность адыгов оказывали идеи Корана. Любое общество оценивают по его отношению к женщине, детям. В психологическом портрете адыга с детства заложено уважительное отношение к женщине, прочно сложились устои, способствовавшие развитию гуманного отношения к ней. Овладевая жизненным опытом, ребенок проходит процесс социализации, т.е. попеременно входит в различные типы социальных объединений (групп, общин, общества). Этот процесс неразрывен с саморазвитием и. самореализацией личности. Социализация может проходить как стихийно, так и целенаправленно, т.е. под влиянием института семьи. Социализация личности в семье определяется с ее подготовкой к производительному труду, овладением ролями мужчины и женщины, нормами и требованиями морали, выполнением гражданских обязанностей, усвоением культурных ценностей, а также реализацией активности личности, ее саморазвитием и самореализацией. Средствам социализации в условиях адыгской семьи выступали обычаи, 172 обряды, семейные народные праздники, традиции семейных династий, деятельность советов старейшин и т.д. Так, акт рождения, первая стрижка волос, первый шаг, прием гостей, начало трудовой деятельности, фамильные сборы, смерть сопровождались рядом семейных, групповых обрядов, что означало само по себе общественное признание и подтверждение прав личности человека. Процесс интеграции в общество у русского народа носил более демократический характер. В традиционной культуре крестьянской Руси в воспитании детей принимали участие не только родители, а вся семья, соседи, община. Широкое распространение получил институт кумовства. Православная церковь также поддерживала коллективизм, братство, духовное единение, соборность. Формы и средства социализации девочек в русской народной педагогике были более гибкими. Русские девочки пользовались большей свободой в семье и обществе, чем горянки. И адыгские, и русские семьи, в основном были многодетными, состояли из представителей нескольких поколений ближайших родственников, это обеспечивало преемственность поколений и формировало национальное самосознание. Адыги всегда серьезно относились к вопросам любви и брака. Свобода чувств, в выборе супруга, нравственность, духовность, самостоятельность, ответственность, умение работать вот основные критерии, определяющие позиции юноши или девушки при создании семьи. Горская свадьба была целым институтом воспитания. В ней участвовало огромное количество людей разных возрастов, при этом отношения участников свадьбы строились на принципах нравственности, особенно на почитании старших, гостей, женщин. Такие свадьбы были событием в жизни людей и носили воспитывающий характер. Каждый ее участник проверял на себе точность и прочность знаний законов общества, традиций, что способствовало благотворному их влиянию на формирование нравственной и эстетической •173 |