волос, первый шаг, прием гостей, начало трудовой деятельности, фамильные сборы, смерть сопровождались рядом семейных, групповых обрядов, что означало само по себе общественное признание и подтверждение прав личности человека. Процесс интеграции в общество у русского народа носил более демократический характер. В традиционной культуре крестьянской Руси в воспитании детей принимали участие не только родители, а вся семья, соседи, община. Широкое распространение получил институт кумовства. Православная церковь также поддерживала коллективизм, братство, духовное единение, соборность. Формы и средства социализации девочек в русской народной педагогике были более гибкими. Русские девочки пользовались большей свободой в семье и обществе, чем горянки. И карачаевские, и русские семьи, в основном были многодетными, состояли из представителей нескольких поколений ближайших родственников, это обеспечивало преемственность поколений и формировало национальное самосознание. Карачаевцы всегда серьезно относились к вопросам любви и брака. Свобода чувств, в выборе супруга, нравственность, духовность, самостоятельность, ответственность, умение работать вот основные критерии, определяющие позиции юноши или девушки при создании семьи. Горская свадьба была целым институтом воспитания. В ней участвовало огромное количество людей разных возрастов, при этом отношения участников свадьбы строились на принципах нравственности, особенно на почитании старших, гостей, женщин. Такие свадьбы были событием в жизни людей и носили воспитывающий характер. Каждый се участник проверял на себе точность и прочность знаний законов общества, традиций, что способствовало благотворному их влиянию на формирование нравственной и эстетической культуры. Радостное, приподнятое настроение, духовно объединявшее людей всех сословий и возрастов, делало общественно-социальную значимость свадеб 153 |
народов Северного Кавказа направлены на то, чтобы закалить малыша, вырастить его физически крепким, сильным, храбрым джигитом, способным идти на риск, бороться, самостоятельно принимать решения, в одиночку противостоять сложным климатическим условиям, уметь рассчитывать только на свои силы. Содержание ухода за малышами у русских включало показ детям того, что сила человека в его единстве с народом. В пестушках, потешках поется о том, что любое дело по плечу тем, кто умеет работать дружно, споро, сообща заботиться о ближних. Исследования И.А. Шорова и др. свидетельствует, что вхождение в мир взрослых у адыгов начиналось раньше, чем у русских. С 3-4 лет дети привлекались к бытовому труду: девочки учились вязать, ткать, выполнять домашнюю работу, мальчики пасти скот, прислуживать старшим мужчинам за столом. Уже к 10 годам адыги усваивали все то, что необходимо знать и уметь женщинам и мужчинам. Формы социализации адыгов в большей степени способствовали раннему осознанию половой принадлежности, освоению навыков мужского (женского) труда. Особое внимание адыги уделяли формированию гендерной идентичности осознанию себя мужчиной, членом мужского избранного общества, носителя и хранителя обычаев предков. Девочки воспитывались в семье и для семьи. IГроцесс интеграции в общество у русского народа носил более демократический характер. В традиционной культуре крестьянской Руси в воспитании детей принимали участие не только родители, а вся семья, соседи, община. Широкое распространение получил институт кумовства. Православная церковь также поддерживала основы коллективизма, братства, духовного единения, соборности. Формы и средства социализации девочек в русской народной педагогике были более гибкими и подвижными. Русские девочки пользовались большей свободой в семье и обществе, чем горянки. И горские, и русские семьи традиционно были многодетными, состояли из представителей 131 обряды, семейные народные праздники, традиции семейных династий, деятельность советов старейшин и т.д. Так, акт рождения, первая стрижка волос, первый шаг, прием гостей, начало трудовой деятельности, фамильные сборы, смерть сопровождались рядом семейных, групповых обрядов, что означало само по себе общественное признание и подтверждение прав личности человека. Процесс интеграции в общество у русского народа носил более демократический характер. В традиционной культуре крестьянской Руси в воспитании детей принимали участие не только родители, а вся семья, соседи, община. Широкое распространение получил институт кумовства. Православная церковь также поддерживала коллективизм, братство, духовное единение, соборность. Формы и средства социализации девочек в русской народной педагогике были более гибкими. Русские девочки пользовались большей свободой в семье и обществе, чем горянки. И адыгские, и русские семьи, в основном были многодетными, состояли из представителей нескольких поколений ближайших родственников, это обеспечивало преемственность поколений и формировало национальное самосознание. Адыги всегда серьезно относились к вопросам любви и брака. Свобода чувств, в выборе супруга, нравственность, духовность, самостоятельность, ответственность, умение работать вот основные критерии, определяющие позиции юноши или девушки при создании семьи. Горская свадьба была целым институтом воспитания. В ней участвовало огромное количество людей разных возрастов, при этом отношения участников свадьбы строились на принципах нравственности, особенно на почитании старших, гостей, женщин. Такие свадьбы были событием в жизни людей и носили воспитывающий характер. Каждый ее участник проверял на себе точность и прочность знаний законов общества, традиций, что способствовало благотворному их влиянию на формирование нравственной и эстетической •173 культуры. Радостное, приподнятое настроение, духовно объединявшее людей всех сословий и возрастов, делало общественно-социальную значимость свадеб великой. Ритуал свадебного процесса с атрибутикой, шествием, плясками, застольным этикетом, музыкой, сказками, джигитовкой, спортивными играми, состязаниями, стрельбой, «пленением невесты», ролевая функция джэгуако и тамады, «выводом невесты» сохранился во многих районах Северного Кавказа и по сей день. Особо в нашем исследовании выделяется принцип уважения к старшим, которым руководствовались русский и адыгский народы, принцип, который внутренне скрепляет и одухотворяет национальную, в частности педагогическую культуру. Семейная педагогика этносов строго определяет порядок расположения людей в пространстве, их права и обязанности, их функционирование и продуктивность действий. Это общечеловеческий, гуманный подход к более старшим по возрасту людям становится доминирующим в воспитательном процессе подрастающего поколения. Педагогическая ценность, на сегодняшний день это национальная культура, впитавшая в себя многие идеалы, идеи, принципы этнопедагогики, сохранение которой послужит возрождению многих традиций и моральных норм прекрасного прошлого. Известный факт, что русские по своей природе являются трудоголиками, и никакая другая нация не может с ними в этом отношении сравниться, никто не может отрицать. Как мы указывали выше, по русским представлениям без усердия превратиться в личность в самом высоком смысле слова невозможно. Эта же идея, хотя и в менее значимой и ярко выраженной форме, присуща и традиционной культуре адыгов. Русский народ, как мы показали выше, представляет собой великую педагогическую державу, поскольку идея мастерства человека является для нее очень важной. Только у русских отдельных мастеров это могут быть как 174 |