приспосабливается к структуре общества. Первичная социализация осуществляется в семье. Наиболее распространенным типом семьи в 19 веке в обеих рассматриваемых культурах считалась патриархальная система отношений между родственниками, непосредственно связанных между собой в вопросах содержания этой семьи и ухода за престарелыми и больными ее членами. Сердцевиной такой семьи является «дом». В русских семьях обычно совместно с родителями жил старший сын со своей женой и детьми. В семьях карачаевцев функция совместного проживания и ухода за престарелыми родителями традиционно ложилась на младшего сына. Процесс распада патриархальной семьи был ускорен бурным экономическим ростом, урбанизацией и индустриализацией после революционных преобразований в России. Из провинциальных деревень и поселков население стремительно перетекало в большие города, причем в основном это были именно представители молодого поколения русских. В результате этого количество «семейных единиц» резко и неуклонно возрастало. С другой стороны, масштабы этих семей, наоборот, сокращались. Число больших семей, состоящих из пяти-шести человек, уменьшалось, а число семей из двух-трех человек увеличивалось. Значительные изменения произошли также во взглядах русских и карачаевцев на брак и развод. Цель воспитания в карачаевских семьях, его содержание определялись на основе народного представления об идеале (совершенный человек с высоким уровнем сознания). Молодые люди в соответствии с традициями чувствовали ответственность за свои поступки, обязательства перед своими родными и близкими, несли моральную ответственность за принадлежность к роду, фамилии. Весь уклад жизни способствовал воспитанию в труде, в достойном обращении со старшими и бережном, заботливом отношении к младшим. Традиции нравственного воспитания в семье сложились в глубокой 157 |
педагогической науки. Подобные исследования могут содействовать развитию культуры межнационального общения. Преемственность, являющаяся, пожалуй, главной особенностью традиционной педагогической культуры, характеризуется непрерывностью педагогического процесса в рамках этнической общности. Смысл ее заключается в непрерывном и ненасильственном характере педагогического воздействия со стороны не только семейного окружения, но и всех членов общности. Естественность и непрерывность воспитания предполагают связь поколений, единую цепь между прошлым, настоящим и будущим. Традиционная педагогическая культура тесно связана со всеми институтами социальной жизни народа, с его культовыми верованиями, традициями, обычаями, обрядами, видами хозяйственных занятий, нормами общественного поведения. Поэтому воспитание в традиционной педагогической культуре имеет общественный характер. Все воспитывали, все воспитывало, в том числе и общество: детский, взрослый, семья, община. Одной из важнейших особенностей существования традиционной педагогической культуры является ее действенность, которая проявляется не только в выдвижении образа идеального или совершенного человека, но также в выборе и отработке средств его воспитания. Воспитание детей в педагогических культурах русского и адыгского народов позволяет достаточно успешно решать основную цель семейного воспитания в соответствии с идеалом, то есть социальным заказом общества, с последующей социализацией подрастающего поколения. Именно в процессе социализации ребенок усваивает духовные ценности, стереотипы поведения, приспосабливается к структуре общества. Первичная социализация осуществляется в семье. Наиболее распространенным типом семьи в 19 веке в обеих рассматриваемых культурах считалась патриархальная система отношений между родственниками, непосредственно связанных между собой в вопросах содержания этой семьи и ухода за престарелыми и больными ее членами. Сердцевиной такой семьи является «дом». В русских семьях обычно совместно с родителями жил старший сын со своей женой и детьми. В с ет я х адыгов функция совместного проживания и ухода за престарелыми родителями традиционно ложилась на младшего сына. ' Процесс распада патриархальной семьи был ускорен бурным экономическим ростом, урбанизацией и индустриализацией после революционных преобразований в России. Из провинциальных деревень и поселков население стремительно перетекало в большие города, причем в основном это были именно представители молодого поколения русских. В результате этого количество «семейных единиц» резко и неуклонно возрастало. С другой стороны, масштабы этих семей, наоборот, сокращались. Число больших семей, состоящих из пяти-шести человек, уменьшалось, а число ссмсй из двух-трех человек увеличивалось. Значительные изменения произошли также во взглядах русских и адыгов на брак и развод. Среди семей адыгского народа больше стало малочисленных семей, причины чего многообразны. С одной стороны, этот процесс оказался характерным для всего российского общества в целом в связи с урбанизацией. Однако на структуру семьи адыгского народа оказали влияние и процессы культурной ассимиляции. Цель воспитания в адыгских семьях, его содержание определялись на основе народного представления об идеале (совершенный человек с высоким уровнем сознания). Молодые люди в соответствии с традициями чувствовали ответственность за свои поступки, обязательства перед своими родными и близкими, несли моральную ответственность за принадлежность к роду, фамилии. Весь уклад жизни способствовал воспитанию в труде, в достойном обращении со старшими и бережном, заботливом отношении к младшим. 177 |