Проверяемый текст
Жерукова, Амират Аслановна; Педагогические ценности семейного воспитания в традиционных культурах русского и адыгского народов (Диссертация, июнь 2004)
[стр. 161]

как для народной педагогики русских, так и для народной педагогики карачаевцев средствами и методами нравственного воспитания и социализации подрастающего поколения в условиях семьи выступали обряды, посвященные рождению ребенка, бытовые и семейные праздники, свадьбы, трудовые традиции семейных династий, участие детей в обрядах, связанных с похоронами.
Традиции, положения народной педагогики о средствах, способах и приемах
нравственного воспитания и социализации подрастающего поколения в условиях русского и карачаевского обществ являются источниками обогащения современной теории и методики нравственного воспитания.
Семья рассматривается как педагогическая система, в процессе функционирования которой порождается целенаправленный процесс
нравственного воспитания.
Как целостная этнически целесообразная и самобытная система воспитания педагогическая культура семьи позволяет обеспечивать на протяжении многих веков мирное сосуществование многих народов в условиях полиэнической среды.
Идеи и опыт традиционных систем воспитания в семье свидетельствуют о больших возможностях в области культуры общения народов
в общечеловеческом аспекте.
Педагогическая культура
нравственного воспитания, рассматриваемых народов позволяет успешно реализовать все ведущие направления формирования личности забота о здоровье и физическом развитии ребенка, умственная, трудовая подготовка, нравственно-эстетическая ориентация сознания, регулирование поведения каждого человека, самовоспитание и перевоспитание.
В современной практике
нравственного воспитания пока еще недостаточно учитываются духовно-нравственные ценности традиционной педагогической культуры формирования личности; отсутствует целостная концепция использования данного феномена в содержании домашнего воспитания и в практике общеобразовательной школы.
Использование образцов народной педагогики должно происходить в тесной связи с явлениями жизни и с
161
[стр. 181]

педагогический смысл имели такие приемы воздействия на детей, как благословения родителей, благопожелания, назидания, ирония, шутка, испытания, клятва.
Эти средства, методы и приемы дополнялись организацией родителями, обществом активного самовоспитания молодежи, которое семейная педагогика рассматривала в то же время как итог воспитательной деятельности.
Наряду с педагогическим воздействием родителей, старших членов семьи, общества формирование личности включало в себя процесс социализации.
Важнейшими как для народной педагогики русских, так и для народной педагогики адыгов средствами и методами социализации подрастающего поколения в условиях семьи выступали обряды, посвященные рождению ребенка, бытовые и семейные праздники, свадьбы, трудовые традиции семейных династий, участие детей в обрядах, связанных с похоронами.
Особенностью семейного воспитания у адыгов были фамильные сборы, деятельность советов старейшин.
Традиции, положения народной педагогики о средствах, способах и приемах
семейного воспитания и социализации подрастающего поколения в условиях русского и адыгского обществ являются источниками обогащения современной теории и методики семейного воспитания.
Народная педагогика воспитывает людей в духе сложившихся традиций во времени и пространстве.
Все имеющиеся воспитательные институты занимают определенную территорию, пространство, где осуществляется процесс воспитания во взаимодействии между собой.
Они входят в структуру тех или иных воспитательных пространств как своеобразные территориальные социально-педагогические целостности, под суммарным, обобщенным влиянием которых и происходит развитие подрастающих поколений.
Семья рассматривается как педагогическая система, в процессе функционирования которой порождается целенаправленный процесс
воспитания.
Семья необходимейший и наиболее массовый компонент педагогической действительности и воспитательных пространств как форма их существования, в то же время она сама функционирует как воспитательное 181

[стр.,182]

пространство.
Выделяют две группы компонентов этнопедагогического пространства: Первая из них люди, члены семьи, среди них воспитанники, дети, нуждающиеся в педагогической заботе, и затем воспитатели, оказывающие такую заботу, это родители, бабушки и дедушки, другие члены семьи, старшие, готовые в той или иной мере проявить эту “заботу.
Вторая группа компонентов это предметы материального мира.
Они представляют собой или специально созданные средства воспитания (игрушки, учебники, книги, орудия труда), или предметы, создающие материальные условия для воспитания (жилища для семьи, другие постройки).
К ним в условиях семьи можно отнести и домашних животных, помогающих семье обеспечивать себя продуктами и в то же время требующих специального ухода за собой и со стороны детей.
Эти компоненты прослеживаются и в этнопедагогике русской и адыгской семьи.
Как целостная этнически целесообразная и самобытная система воспитания педагогическая культура семьи позволяет обеспечивать на протяжении многих веков мирное сосуществование многих народов в условиях полиэнической среды.
Идеи и опыт традиционных систем воспитания в семье свидетельствуют о больших возможностях в области культуры общения народов
и наций в общечеловеческом аспекте.
Педагогическая культура
семейного воспитания, рассматриваемых народов позволяет успешно реализовать все ведущие направления формирования личности забота о здоровье и физическом развитии ребенка, умственная, трудовая подготовка, нравственно-эстетическая ориентация сознания, регулирование поведения каждого человека, самовоспитание и перевоспитание.
В современной практике
семейного воспитания пока еще недостаточно учитываются духовно-нравственные ценности традиционной педагогической культуры формирования личности; отсутствует целостная концепция использования данного феномена в содержании домашнего воспитания и в практике общеобразовательной школы.
Использование образцов народной педагогики должно происходить в тесной связи с явлениями жизни и с

[Back]