римского философа Сенеки: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней». Там же он цитировал народное изречение: «Кто успевает в науках? но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает». Такую же большую роль нравственному воспитанию отводил выдающийся швейцарский педагог-демократ Генрих Песталоцци. Нравственное воспитание он считал главной задачей детского воспитательного учреждения. По его мнению, только оно формирует добродетельный характер и сочувственное отношение к людям. Изучая вопросы педагогики, нравственное воспитание выдвигал на первый план немецкий педагог Иоганн Гербарт. Другое дело, что в соответствии с идеалами общества, в котором он жил, он вкладывал в понятие нравственного воспитания насаждение в детях покорности, дисциплины и безропотного подчинения авторитету власти. Он писал: «Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове: «нравственность ». Важное значение придавал нравственному воспитанию Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра». Более полно и ярко характеризовал роль нравственного воспитания в развитии личности К.Д. Ушинский. В статье «О нравственном элементе в воспитании» он писал: Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесет пользы, но увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания... могли сделать гоголевского городничего честным чиновником, и совершенно убежден, что будь Павел Иванович Чичиков посвящен во все тайны органической химии или политической экономии, он останется тем же, весьма вредным для общества пронырой [190, С.20]. Таким образом, как мы видим, нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития, зато нравственность составляет |
оно обеспечивает формирование у личности добродетельного характера и доброжелательных отношений к людям. Вот что писал об этом Я.Л. Комснский. В своем трактате «Наставление нравов» он приводил изречение древнеримского философа Сенеки: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней». Там же он цитировал народное изречение: «Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает». Такую же большую роль нравственному воспитанию отводил выдающийся швейцарский педагог-демократ Генрих Пест&юцци. Нравственное воспитание он считал главной задачей детского воспитательного учреждения. По его мнению, только оно формирует добродетельный характер и сочувственное отношение к людям. Изучая вопросы педагогики, нравственное воспитание выдвигал на первый план немецкий педагог Иоганн Гербарт. Другое дело, что в соответствии с идеалами общества, в котором он жил, он вкладывал в понятие нравственного воспитания насаждение в детях покорности, дисциплины и безропотного подчинения авторитету власти. Он писал: «Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове: «нравственность ». Важное значение придавал нравственному воспитанию Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра». Более полно и ярко характеризовал роль нравственного воспитания в развитии личности К.Д. Ушикский. В статье «О нравственном элементе в воспитании» он писал: Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесет пользы, но увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания... могли сделать гоголевского городничего честным чиновником, и совершенно убежден, что будь Павел Иванович Чичиков посвящен во все тайны органической химии или политической экономии, он останется тем же, весьма вредным для общества пронырой [148, С.20]. Таким образом, как мы видим, нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития, зато нравственность составляет главную задачу воспитания. В свое время педагоги-классики придавали огромное значение нравственности в развитии и формировании личности, в настоящее время эта проблема в системе современного воспитания играет главную роль. Синонимом нравственности личности часто употребляется термин морать. Между тем эти понятия необходимо различать. Под моралью в этике, обычно понимают систему выработанных в обществе норм, правил и требований, которые предъявляются к личности в различных сферах жизни и деятельности. Нравственность человека трактуется как совокупность его сознания, навыков и привычек, связанных с соблюдением этих норм, правил и требований как было отмечено выше. Указанные трактовки весьма важны для педагогики. Формирование нравственности, или нравственной воспитанности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение. Как следует понимать моральные (нравственные) нормы, правила и требования к поведению личности? Они являются выражением определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в различных сферах общественной и личной жизни, а также в общении и контактах с другими людьми. В формировании нравственности учащихся существует определенные моральные отношения, которые можно классифицировать следующим образом: 1) понимание моральных и духовных ценностей; стремление к справедливости, демократии и свободе народов; 2) доброжелательность ко всем странам и народам; культура межнациональных отношений; |