Проверяемый текст
Андреева, Людмила Геннадьевна; Трудовое воспитание в русской народной педагогике (Диссертация 2001)
[стр. 49]

Славяне занимались в основном земледелием, которое в лесной зоне было трудоемким занятием и требовало огромных физических затрат.
Чтобы расчистить участок для посева, надо было вырубить лес, выкорчевать пни или выжечь огромное пространство
лесных массивов.
Такой трудоемкий процесс подготовки почвы под сев оправдывался огромным урожаем, однако плодородие земель длилось около
пяти-семи лет.
Совершенно истощив землю, селяне приступали к освоению новых участков.
Так, эксплуатируя землю, восточные славяне передвигались с места на место, пока не дошли до естественных границ русской равнины, до Урала и Белого моря.
Основным состоянием народа являлся труд.
«Всякий день, сотворивши молитву и удовлетворивши тело едой, едем в поля наши
трудиться, как боги велят всякому мужу, которому предназначено работать ради хлеба своего», свидетельствует Велесова книга о трудовой основе жизни славян [7, С.220].
Кроме земледелия славяне обращались к промыслам.
Леса, реки, озера, болота предоставляли им множество угодий, разработка которых служила подспорьем в быту.
Скотоводство, земледелие, изготовление различных изделий каждое из этих занятий служило основанием хозяйственного быта для целых деревень.
В русском обществе отчетливо выделялись два основных класса крестьяне и феодалы, складывались типичные феодальные отношения.
Возникновение классов означало раскол общества на эксплуататоров и эксплуатируемых.
Происходило деление культуры общества на культуру феодалов и культуру трудящихся.
Вместе с тем имело место размежевание цели подготовки к жизни и содержания воспитания подрастающего поколения этих классов.
По словам исследователя В.Д.Семенова,
складывалось впечатление, словно «люди одной страны жили в разных мирах, духовно не пересекаясь» [168, С.56].
В противовес педагогике господствующего класса зарождалась 49 своя».
[стр. 15]

Глава I.
СОДЕРЖ АНИЕ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В РУССКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ 1 5 1.1.
Идеал и цель трудового воспитания в русской народной педагогике Педагогическая мысль Древней Руси, впитавшая опыт, обычаи и традиции воспитания восточных славян, насчитывает более двух тысяч лет.
Русский народ в своем историческом развитии создал высокую педагогическую культуру, в которой передача подрастающему поколению социально-нравственного опыта предков осуществлялась через труд, добротворческую совместную созидательную деятельность детей и взрослых « * и через приобщение молодежи к своей истории и произведения1 народного художественного и поэтического творчества.
До IV-V вв.
славянские племена вели кочевой образ жизни и добывали пропитание собиранием плодов и кореньев, охотой, рыбной ловлей п бортничеством (лесным пчеловодством в дуплах деревьев).
"Мы принуждены были укрыться в лесах и жили мы там охотниками и рыболовами", говорится в древнейшем памятнике славянской письменности Велесовой книге1 .
В "Повести о начале Русской земли" упоминается о Кие, Щеке и Хориве, основавших город Киев среди, "леса и болота великого".
I !екоторые славянские племена занимались земледелием.
Вятичи, жившие в глухих лесах между Десной и верхней Окой, добывали пропитание "от рала" (сохи).
Древляне (судя по названию, жители лесов) "делали нивы своя и земли своя".
Земледелие в лесной зоне было трудоемким занятием и требовало огромных физических затрат.
Чтобы расчистить участок для посева, надо было вырубить лес, выкорчевать пни или выжечь огромное пространство
1См.: KaficapoR A.C., ('липка Г.Л., Рыбаков (>.Л.
Мифы древних славян.
Саратов.
1993.
с.274

[стр.,16]

лесных массивов.
Такой трудоемкий процесс подготовки почвы под сев оправдывался огромным урожаем, однако плодородие земель длилось около
пяги-семи лет.
Совершенно истощив землю, селяне приступали к освоению новых участков.
Так, эксплуатируя землю, восточные славяне передвигались с места на место, пока не дошли до естественных границ русской равнины, до Урала и Белого моря1 .
Основным состоянием народа являлся труд.
"Всякий день, сотворивши молитву и удовлетворивши тело едой, едем в поля наши
грудиться, как боги велят всякому мужу, которому предназначено работать ради хлеба своего", свидетельствует Велесова книга о трудовой основе жизни славян2 .
В восполнение скудного заработка от хлебопашества, из боязни остаться без пропитания в неурожайный год, славяне обращались к промыслам.
Леса, роки, озера, болота предоставляли им множество угодий, разработка которых служила подспорьем в быту.
Лыкодерство, мочальный промысел, зверипотомство, бортничество, рыболовство, солеварение, смолокурение, железное дело каждое из этих занятий служило основанием хозяйственного быта для целых округов3 .
Но мере развития земледелия и скотоводства укреплялась родоплемеиная знать, подчинявшая своему влиянию попавших в экономическую зависимость крестьян (смердов) основных производителей сельского хозяйства.
В обществе отчетливо выделялись два основных класса крестьяне и феодалы, складывались типичные феодальные отношения.
Возникновение классов означало раскол общества на эксплуататоров и эксплуатируемых.
Происходило деление культуры общества на культуру феодалов и культуру трудящихся.
Вместе с тем имело место размежевание цели подготовки к жизни и содержания воспитания подрастающего поколения этих классов.
По словам исследователя В.Д.Семенова,
16 1Гм.: Ключевский В.
Курс русской истории.
М., 1923, чЛ, с.383, 2См.: Кайсаров Л.С., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А.
Мифы древних славян.
Саратов, 1993, с.260.
1См.: Ключевский В.
Курс русской истории.
М., 1923, ч.1, с.383.

[Back]