Проверяемый текст
Андреева, Людмила Геннадьевна; Трудовое воспитание в русской народной педагогике (Диссертация 2001)
[стр. 50]

народная (семейная, общинная, национально этническая) педагогика.
Она представляла собой совокупность знаний и навыков воспитания, передающихся в этнокультурных традициях, народном поэтическом и художественном творчестве, устойчивых формах общения и взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми.
Народная педагогика являлась неотъемлемой частью общественной психологии нации, жизнедеятельности людей, их миропонимания и здравого смысла.
Фольклор, обычаи, традиции, нравы все было пропитано заботой о воспитании
подрастающего поколения.
В прошлом, нравственное воспитание у русского народа осуществлялось главным образом в процессе включения подрастающего поколения в различные виды деятельности вместе со взрослыми, а также в обряды, инициации.
Имели место различия в воспитании мальчиков и девочек.
В
русской народной педагогике обосновывалась необходимость подготовки человека, осознающего свою неразрывную связь с предками, семьей, окружающей природой, проявляющей благоразумие, добротворчество и созидание.
Народ хотел видеть в каждом ребенке комплекс природных и социальных черт, свойств, качеств и целей, в которых концентрированно воплощены стремления и деятельность человека.
В опыте народа формировался
нравственный идеал воспитания.
Ядром этого идеала являлось отношение к
моральным ценностям, выработанным русским народом.
Нравственный идеал воспитания отражал форму жизнедеятельности народа и воплощал в себе требования социально-экономического развития общества, потребности семьи как органической частицы этого общества.
Он выступал
ценностным ориентиром, стимулом развития личности и общества.
Претворение
этого идеала в жизнь обусловливалось конкретными социальноисторическими факторами и осуществлялось в рамках возможного, с учетом жизненной позиции данного человека.
Идеатыюе отношение к нравственным ценностям как высший обобщенный реальный образец проявления личностных
[стр. 17]

складывалось впечатление, словно "люди одной страны жили в ратных мирах, духовно не пересекаясь"1 .
В противовес педагогике господствующего класса зарождалась народная (семейная, общинная, национально-этническая) педагогика.
Она представляла собой совокупность знаний и навыков воспитания, передающихся в этнокультурных традициях, народном поэтическом и художественном творчестве, устойчивых формах общения и взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми.
Народная педагогика являлась неотъемлемой частью общественной психологии нации, жизнедеятельности людей, их миропонимания и здравого смысла.
Фольклор, обычаи, традиции, нравы все было пропитано заботой о воспитании
11 одрастающего 11 окоз» ейия.
В 1Х-Х1 вв.
воспитание у восточных славян осуществлялось главным образом в процессе включения подрастающего поколения в трудовую деятельность вместе со взрослыми.
Имели место обряды, инициации, различия в воспитании мальчиков и девочек.
В
народной педагогике феодальной Руси Х-ХП1 вв.
обосновывалась необходимость подготовки человека
члена экономически самостоятельной малой семьи совершенной личности, осознающей свою неразрывную связь с предками, семьей, окружающей природой, проявляющей благоразумие, добротворчество и созидание.
Народ хотел видеть в.
каждом ребенке комплекс природных и социальных черт, свойств, качеств и целей, в которых концентрированно воплощены стремления и деятельность человека.
В опыте народа формировался
идеал воспитания.
Ядром этого идеала являлось отношение к
труду, характеризовавшееся напряжением физических сил, выдержкой, совместной добросовестной работой, взаимопомощью.
Идеал воспитания отражал форму жизнедеятельности народа и воплощал в себе требования социально-экономического развития общества, потребности семьи как органической частицы этого общества.
Он выступал
1См.: Семенов В .Д.
Социальная педагогика.
Екатеринбург, 1995, с.
10.
1 7

[стр.,18]

ценностным ориентиром, стимулом развития личности и общества.
Претворение
идеала в жизнь обусловливалось конкретными социальноисторическими факторами и осуществлялось в рамках возможного, с учетом жизненной позиции данного человека.
Идеальное отношение к труду как высший обобщенный реальный образец проявления личностных свойств и качеств выступало в роли критерия оценки сознательности человека, его поведения.
На основе народного идеала каждая семья, исходя из условий своей жизнедеятельности и реальных возможностей, определяла цель и задачи, средства и пути выработки у детей и молодежи черт и свойств, характеризующих сознательное отношение к предстоящей работе, отношение к людям труда, материальным ценностям.
В У1-1Х вв.
у восточных славян сложилось четыре основных социальных слоя: общинники-земледельцы, ремесленники, феодалы, языческие жрецы.
Идеал воспитания общинников-земледельцев включал преимущественно подготовку к груду.
При этом труд рассматривался как высшая нравственная ценность, как основа всей жизнедеятельности.
Мальчики и девочки воспитывались в семье.
С малых лет в трудовой процесс включались дети ремесленников.
Формой трудового воспитания здесь являлось ремесленное ученичество в семье мастера.
Мастер вводил ученика в круг моральных ценностей и религиозных представлений, принятых вереде ремесленников.
Феодалы воспитывали детей вне родной семьи ("кормильство" разновидность аталычсства).
Подростки из знатных семей овладевали навыками и умениями, необходимыми для управления общиной, дружиной.
Значительная часть молодежи из семей феодалов получала военную подготовку (в специальных домах гридницах).
Своеобразным институтом воспитания у феодалов являлись "дядьки“: дети воспитывались у брата матери (родного дяди).
В свою очередь, отец ребенка принимал в дом для воспитания детей родной сестры.
Институт IX

[Back]