свойств и качеств выступало в роли критерия оценки сознательности человека, его поведения. На основе народного идеала каждая семья, исходя из условий своей жизнедеятельности и реальных возможностей, определяла цель и задачи, средства и пути выработки у детей и молодежи черт и свойств, характеризующих должное отношение к сложившимся нормам морали[199, С. 132]. Идеал нравственного воспитания у русского народа включал преимущественно подготовку к сельскохозяйственному труду. При этом труд рассматривался как высшая нравственная ценность, как основа всей жизнедеятельности. Мальчики и девочки воспитывались совместно в семье в процессе труда. С малых лет в трудовой процесс включались дети ремесленников. Формой трудового воспитания здесь являлось ремесленное ученичество в семье мастера. Мастер вводил ученика в круг моральных ценностей и религиозных представлений, принятых в среде ремесленников. Феодалы воспитывали детей вне родной семьи. Подростки из знатных семей овладевали навыками и умениями, необходимыми для управления общиной, дружиной. Значительная часть молодежи из семей феодалов получала военную подготовку (в специальных домах гридницах). Своеобразным институтом воспитания у феодалов являлись «дядьки»: дети воспитывались у брата матери (родного дяди). В свою очередь, отец ребенка принимал в дом для воспитания детей родной сестры. Институт «дядек» со временем перерос в институт «кумовства»: из воспитателя племянников в своей семье дядя становится духовным наставником и воспитателем детей в семье родителей[199, С.127]. Нравственный идеал включал требование свободы в общественной жизни, следования новым тенденциям в производственной деятельности, предполагал стремление к достойной жизни, насколько она была возможна в условиях того времени. Черты этого идеала вместе с тем включали языческие представления о |
ценностным ориентиром, стимулом развития личности и общества. Претворение идеала в жизнь обусловливалось конкретными социальноисторическими факторами и осуществлялось в рамках возможного, с учетом жизненной позиции данного человека. Идеальное отношение к труду как высший обобщенный реальный образец проявления личностных свойств и качеств выступало в роли критерия оценки сознательности человека, его поведения. На основе народного идеала каждая семья, исходя из условий своей жизнедеятельности и реальных возможностей, определяла цель и задачи, средства и пути выработки у детей и молодежи черт и свойств, характеризующих сознательное отношение к предстоящей работе, отношение к людям труда, материальным ценностям. В У1-1Х вв. у восточных славян сложилось четыре основных социальных слоя: общинники-земледельцы, ремесленники, феодалы, языческие жрецы. Идеал воспитания общинников-земледельцев включал преимущественно подготовку к груду. При этом труд рассматривался как высшая нравственная ценность, как основа всей жизнедеятельности. Мальчики и девочки воспитывались в семье. С малых лет в трудовой процесс включались дети ремесленников. Формой трудового воспитания здесь являлось ремесленное ученичество в семье мастера. Мастер вводил ученика в круг моральных ценностей и религиозных представлений, принятых вереде ремесленников. Феодалы воспитывали детей вне родной семьи ("кормильство" разновидность аталычсства). Подростки из знатных семей овладевали навыками и умениями, необходимыми для управления общиной, дружиной. Значительная часть молодежи из семей феодалов получала военную подготовку (в специальных домах гридницах). Своеобразным институтом воспитания у феодалов являлись "дядьки“: дети воспитывались у брата матери (родного дяди). В свою очередь, отец ребенка принимал в дом для воспитания детей родной сестры. Институт IX "дядек" со временем перерос в институт "кумовства": из воспитателя племянников в своей семье дядя становится духовным наставником и воспитателем детей в семье родителей (с принятием христианства "кум" и "кума" становились крестным отцом и матерью). С утверждением феодальных отношений усилиями трудового народа создается идеал человска-груженика. Этот идеал включал требование свободы в общественной жизни, следования новым тенденциям в производственной деятельности, предполагал стремление к достойной жизни, насколько она была возможна в условиях того времени. Черты этого идеала вместе с тем включали языческие представления о явлениях природы и общественной жизни, а по мере христианизации Руси христианскоэтическое воззрение о сущности человека, труде, а также требования практической подготовки к трудовой деятельности. При этом народная педагогика делала акцент на развитие у детей, молодежи нравственности, в основу которой было положено осознанное отношение к труду и людям груда. Идеал человска-груженика, как идеал воспитания "совершенного человека" в целом, отражен в сюжетах и образах героев устного народного творчества. Многочисленные источники этого вида творчества народных масс свидетельствуют о том, что жизнь восточных славян протекала в постоянном напряженном труде. Именно труд формировал их стойкими, мужественными, сильными, трудолюбивыми. В мифах, былинах, сказаниях, легендах, преданиях, пословицах и поговорках, народных сказках и песнях, дошедших до нас в устной и письменной форме, ярко и образно отражена жизнь древних славян, их общественное и индивидуальное сознание, представления о божествах, духах, религиозные взгляды, отношение к труду, опыт воспитания. Идеал человека труда, присущие ему важные черты и свойства, передают мифы. Мифология как совокупность сказаний о богах. 19 |