Проверяемый текст
Андреева, Людмила Геннадьевна; Трудовое воспитание в русской народной педагогике (Диссертация 2001)
[стр. 53]

цель рассказать о мире, каким представлял его человек в своем воображении.
Образы мифических героев заключали в себе осознанные цели, направленные, в частности, на формирование и развитие норм поведения, принятого в обществе.

А.Н.
Афанасьев отмечал, что те поэтические образы, в каких рисовала народная фантазия могучие стихии и их влияние на природу, почти исключительно были заимствованы из того, что окружало человека, что по тому самому было для него ближе и доступнее.
Из собственной житейской обстановки
народ брал свои наглядные уподобления и заставлял божественные существа творить то же на небе, что делая сам на земле [14, С.
123].
В русской мифологии медведь хозяин леса чаще всего изображался сильным, мощным и добрым.
Заговоры, заклинания, гадания были направлены на увеличение поголовья скота, выращивание и сохранение урожая.
Языческие боги способствовали удачному ведению хозяйственной деятельности тружеников древности: Дажьбог считался подателем жизни, Стрибог богом ветра, Перун богом грома, Ярило богом света и тепла, Велес богомпокровителем скота.
Одухотворенные силы и явления природы окружали человека везде: водяной
помогат на воде, леший в лесу, а полевик в поле[14, С.119].
Нравственные качества совершенного человека нашли отражение в былинах русского народа.
Главная тема былин призыв к единению, защите родины, прославление могущества
русского народа.
Центральным героем является образ богатыря человека большой силы, стойкости и отваги.
Деяния богатырей направлены на защиту родины, своего народа.
В былинах богатыри сражаются с вражескими полчищами, вступают в неравный бой и одерживают победу над захватчиками земли Русской.
Монументальные образы богатырей воплотили в себе силу, ловкость, ум, любовь к отечеству, преданность своему народу.
Они являлись образцами храбрости, выносливости, трудолюбия и других традиционных русских добродетелей, которые народ считал ведущими
[стр. 20]

легендарных героях, разного рода демонах и духах возникла у всех народов на стадии, когда человек, не обладая развитыми способами производства и научными познаниями, чувствовал свое бессилие в борьбе со стихийными силами природы и создавал в своем воображении фантастический, сверхъестественный мир1 .
Мифы как устные эпические произведения отражали видение человеком окружающего мира, возникшее на ранних этапах развития истории.
В мифах предпринималась попытка описания того или иного явления действительности при помощи воображения.
В них не было прямого указания на цель повествования, воспитательных наставлений и порицаний: поступай и живи так-то, делай то-то.
В этих устных эпических произведениях преследовалась иная цель рассказать о мире, каким представлял его человек в своем воображении.
Образы мифических героев заключали в себе осознанные цели, направленные, в частности, на формирование и развитие норм поведения, принятого в обществе,
в том числе отношения к труду как форме жизнедеятельности народа.
АЛI.Афанасьев отмечал, что те поэтические образы, в каких рисовала народная фантазия могучие стихии и их влияние на природу, почти исключительно были заимствованы из того, что окружало человека, что по тому самому было для пего ближе и доступнее, из собственной житейской обстановки брал он свои наглядные уподобления и заставлял божественные существа творить то же на небе, что делал сам на земле.
Ковка молниеносных стрел, весенний выгон дождевых облаков, уподобляемых дойным коровам, борозды, проводимые в тучах громами и вихрями, рассыпание плодоносн о т семени дождя заставляли видеть в них кузнецов, пастухов и пахарей2 .
11ебожители славянского Олимпа в мифах изображались как представители того или иного вида хозяйственной деятельности.
Так, Велес считался покровителем скота и скотоводства и изображался с бычачьими 1Ом.: Словарь иностранных слои.
Под ред.
И.П.
Лс.чина.
М., 1954, с.454.
' ( ‘м.: Афанасьев Л.11.
Древо жиши, Ичбрарныс статьи.
М., 1983, с.24.
20

[стр.,22]

шкура и сожжена на костре, тогда солнце, одетое в сарафан и кокошник, выйдет на поля и обогреет землю*.
С мифологией тесно связано язычество славян общее название первобытных нетеистических религий, основанных на многобожии.
Славяне одухотворяли явления природы: землю, воду, растения; олицетворяли Мороз, Весну, Масленицу, Коляду; поклонялись некоторым животным, верили в перевоплощение людей, животных и птиц.
Древнерусские племена особенно почитали птиц лебедя, сокола, петуха, кукушку; петуха, вероятно, потому, что он извещал о наступлении нового трудового дня, а кукушку потому, что ее крик символизировал приход весны, начало сельскохозяйственных работ-.
В мифах наших предков тема труда занимала едва ли не первое место.
Медведь хозяин леса чаще всего изображался
помощником в труде, его сила и мощь служили человеку.
Заговоры, заклинания, гадания были направлены на увеличение поголовья скота, выращивание и сохранение урожая.
Языческие боги способствовали удачному ведению хозяйственной деятельности тружеников древности: Дажьбог считался подателем жизни, Стрибог богом ветра, Перун богом грома, Ярило богом света и тепла, Велес -богом-покровителем скота.
Одухотворенные силы и явления природы окружали человека везде: водяной
помогал на воде, леший в лесу, а полевик в поле \ Исследования показывают, что труд занимает ведущее место в языческих верованиях многих других народов.
Гак, ингуши особо почитали Тушоли богиню плодородия, Мятцил покровителя земледелия.
У калмыков был развит культ Белого Старца (Цагаи Дав) покровителя пастбищ и скота4 .
Понятие о труде, как основной форме жизнедеятельности человека, 1См.: Кайсаров Л.С., Глинка Г Л., Рыбаков Б.Л.
Мифы древних славян.
Саратов.
1983, с.
15.
2См.: Русское народное поэтическое творчество.
Под ред.
Н,И.Кравцова.
М., 1971, с.279.
*См.: Русское народное поэтическое творчество.
Под ред.
Н.И.Кравцова.
М..
1971, с.279, 280.
■ ' См.: Кукушкин B.C., Сголяренко Л.Д.
Эгнопедагогика и этнопсихология.
Ростов-на-Дону, 2000, е.319, 378.
22

[стр.,23]

нашло отражение и былинах русского народа.
Былинами называют народные эпические песни с героическим или социально-бытовым сюжетом.
Возникновение этого жанра устного народного поэтического творчества относится к ХШ -ХУ вв., времени феодальной раздробленности Русского государства.
Главная тема былин призыв к единению, защите родины, прославление могущества
и величия Киевской Руси, русского народа.
В центре повествования стоит образ богатыря, человека большой силы, стойкости и отваги.
Деятельность богатыря направлена на защиту родины, своего народа.
В былинах богатыри сражаются с вражескими полчищами, вступают в неравный бой и одерживают победу над захватчиками земли Русской.
Монументальные образы богатырей воплотили в себе силу, ловкость, ум, любовь к отечеству, преданность своему народу.
Они являлись образцами храбрости, выносливости, трудолюбия и других традиционных русских добродетелей, которые народ считал ведущими
в образе совершенного труженика1 .
Так, былина "Волх Всеславьевич" раскрывает образ древнейшего вождя воина как идеал воспитания детей знати восточных славян.
Этот идеал наделен такими чертами, как мудрость, верность гражданскому долгу, умение обслуживать себя.
Волху Всеславичу сопутствуют необыкновенные удачи на охоте, в рыбной ловле.
С конца X века, когда началось объединение восточнославянских племен, народ постепенно стал осознавать необходимость своего единства и совместной защиты земель от нападений извне.
В народном сознании совершился перелом: возникло историческое самосознание.
Это означало кровную связь с жизнью предков и ответственность перед будущим.
Идеал воспитания стал включать подготовку молодежи не только к зайдите родной земли, но и к мирной трудовой жизни, поскольку народ убедился в том, что благополучие всех людей, безопасность государства покоилась на труде земледельца и подвигах воинов-защитников.
1См.: Русское народное Iкпти ческое творчество.
Мод ред.
II.М.Кравцова, С.ГЛатутина.
М., 1983, с.
147-158.
23

[Back]