интересы народа выше собственных. Его труд направлен на благо общества, помощь и защиту нуждающихся и обездоленных. Исследователь русского фольклора Н.П. Колпакова справедливо отмечала, что труд и любовь к труду основные качества, достойные уважения и восхищения, независимо от того будет ли это мирный земледельческий труд крестьянского богатыря Микулы Селяниновича или ратный труд Ильи Муромца на поле брани. Потому что именно труд учил наших предков любить и ценить свою родину, свой народ[81, С.67]. Принятие христианства и образование централизованного государства существенно повлияли на уклад жизни русского народа. Поэтому на формирование идеала нравственного воспитания стали влиять христианство, исторические события, явления культурной жизни народа, вызванные развитием феодализма. В народном творчестве этого периода значительное распространение получили предания. Сохраняя крепкую связь с язычеством восточных славян, предания приобретали все большую самостоятельность, эстетическую ценность и воплощали в себе основные идеи народной философии, в том числе взгляды на смысл жизни, воспитательный идеал. В преданиях содержались рассказы о далеком прошлом, воспринимавшиеся рассказчиком и слушателями как действительно имевшие место в истории. Повествование концентрировалось вокруг определенного события или лица и связанных с ним обычаев, традиций и нравов русского народа. До нас дошли предания об образах мучителях славян, о хазарских старцах, предсказавших силу и мощь Киевского государства, о походах князя Олега на Царьград, смерти Олега и мести княгини Ольги за смерть Игоря, подвиге отрока киевлянина, воеводе Претиче, осаде Белгорода и хитрости белгородцев, силе и храбрости юноши Кожемяки[31, С.72]. По определению Б.Д. Грекова, предания это «история, рассказанная |
до конца. В образе этого былинного богатыря нашли отражение вековые гуманистические традиции русского народа. Герой былин ставит интересы народа выше собственных. Его труд направлен на благ о общества, помощь и защиту нуждающихся и обездоленных. Исследователь русского фольклора Н.П.Колпакова справедливо отмечала, что труд и любовь к труду основные качества, достойные уважения и восхищения, независимо от того, будет ли это мирный земледельческий труд крестьянского богатыря Микулы Селяниновича или ратный труд Ильи Муромца на поле брани. Потому что именно груд учил наших предков любить и ценить свою родину, свой народ-труженик1 . Аналогичное понимание предназначения человека содержится в памятнике культуры адыгских народов Адыгэ Хабзэ. Выть воином для адыга может стать профессией, это гарантирует мир, но военное искусство никогда не должно превращаться в ремесло, связанное с незаменимым и единственным способом существования2 . С принятием христианства и образованием централизованного государства существенно изменился уклад жизни русского народа. Перемены в общественной жизни не могли не сказаться на взглядах народа на идеал и цели воспитания подрастающего поколения. Однако подготовка ребенка к трудовой жизни, связанной с земледелием, охотой, ремеслом, по-прежнему оставалась самой насущной заботой русской семьи. Вместе с тем на формирование идеала воспитания стало влиять христианство, исторические события, явления культурной жизни народа, вызванные развитием феодализма. В народном творчестве этого периода значительное распространение получили предания. Сохраняя крепкую связь с язычеством восточных славян, предания приобретали все большую самостоятельность, эстетическую ценность и воплощали в себе основные' идеи народной философии, в том числе взгляды на смысл жизни, воспитательный идеал. В 1См.: Колпакова Н.П. Книга орусском фольклоре. М., 1948, с.67. 2См.; 1Поров И.Д. Адыгская (черкесская) народная педагогика. Майкой, 1999. с. 172-173. 25 преданиях содержались рассказы о далеком прошлом, воспринимавшиеся рассказчиком и слушателями как действительно имевшие место в истории. 11овсстнование концентрировалось вокруг определенного события или лица и связанных с ним обычаев, традиций и нравов русского народа. Предания делятся на тематические группы: посвященные отдельным периодам истории, выдающимся личностям, политическим деятелям, жизни народа различных регионов. В частности, в исторических преданиях содержатся рассказЕл о быте славянских племен, их родоначальниках, первых русских князьях, их деятельности, о труде народа и его борьбе за независимость. До нас дошли предания об обрах мучителях славян, о хозарских старцах, предсказавших силу и мощь Киевского государства, о походах князя Олега па Цлрьград, смерти Олега и мести княгини Ольги за смерть Игоря, о подвиге отрока киевлянина, о воеводе Претиче, об осаде Белгорода и хитрости белгородцев, о силе и храбрости юноши Кожемяки1 . По определению Б.Д.Грекова, предания это "история, рассказанная самим народом"2 , голос прошлого, обращенный к потомкам. Пройдя сквозь призму нравственности народа, предания представляют собой не просто изложение исторического материала, а художественное произведение, имеющее ярко выраженный воспитательный характер. В центре повествования большинства исторических преданий личность, любимая и уважаемая народом, наделенная всеми теми качествами, которыми должен обладать истинный селе* отечества. Народный любимец в преданиях трудолюбив, честен, силен. В большинстве случаев он представитель крестьянства или ремесленничества человек, знакомый с .тяжелым трудом, сочувствующий простому народу. Исследования Л.Д.Столяренко показали, что в преданиях ведущей чертой идеала русского национального героя вЕлступает личность правителя, 26 *• * 1См.: Русское народное поэтическое творчество. Под ред. Н*И.Кравцова. М., 1971, с. 13!. 2См.: Греков Б.Д. Киевская Русь. М.. 1953, с.7. |