Проверяемый текст
Андреева, Людмила Геннадьевна; Трудовое воспитание в русской народной педагогике (Диссертация 2001)
[стр. 57]

По воспитательной значимости к преданиям и по жанровой характеристике наиболее близки сказы.
Это устные рассказы о значительном и примечательно в общественной жизни или быту, истина которых удостоверяется либо личным опытом рассказчика, либо свидетельством со временников.
Темы сказов практически необозримы.
Они отражают разностороннюю жизнедеятельность народа.
Опираясь на жизненный опыт, рассказчик передает суть явлений действительности таким образом, как если бы он сам был их свидетелем.
Тематика сказов тесно связана с
жизнью народа.
Значительное место занимают сказы о формировании нравственных качеств личности.
Нравственный идеал отражен в прозаическом жанре легенде.
Они раскрывают также особенности народного миропонимания: религиозные и суеверные представления, поддерживаемые традициями и религией.
Легенды в отличие от преданий и сказов жанр религиозного характера:
как правило, действуют святые, а основой сюжета служат чудеса творимые ими.
Оценка личности персонажа дается с помощью христианских добродетелей.
В них
нравственный идеал это смиренный, глубоко верующий человек.
Вместе с тем, как отмечал более ста лет тому назад А.
Н.
Афанасьев, «обильным материалом для народной поэзии»
в частности, для легенд служила «языческая старина».
Перекликаясь с древними мифами, легенды рисуют образ идеального
человека, поясняют «мысль о том, на что способен народ, если он организован и движим* гуманистическими целями» [13, С.68].
В легендах четко проступает мировоззрение простого крестьянина, его отношение к труду, справедливости, чести, совести.
Широко распространены рассказы о наказаниях недобрых людей и вознаграждении тех, кто
честен, отзывчив и кроток.
Героями таких произведений, как правило, являются бедные крестьяне, которым на выручку приходят силы природы, Бог
(легенды «Микола Угодник и охотники», «Чудесная молотьба», «Пиво и хлеб», «Убогий»).
[стр. 27]

хранителя веры» защитника народа1 .
Персонализация народом царя (вождя, правителя) нашла отражение в преданиях, посвященных деятельности Ивана IV, Петра I.
Ласково называя царя "батюшкой”, народ наделял образ правителя всеми теми качествами, без которых не мыслил совершенства человека: справедливостью, честностью, трудолюбием, гуманным отношением к труженикам.
Веру в царя, рачительного и справедливого хозяина, народ переносил на самозванных царей Ермака, Степана Разина, Емельяна Пугачева.
Народные заступники в преданиях помогали бедноте.
Верша свой суд, они наказывали взяточников, тунеядцев, по заслугам награждали за трудолюбие и честность.
Воспитательная значимость преданий о народных героях состоит в том, что в образах выдающихся сынов отечества народ отразил идеал воспитания подрастающего поколения.
Форма изложения материала (строгое эпическое повествование о достоверном), безоговорочная вера в то, что "старики сказывают”, "старые люди говорят", все это усиливало воспитательную значимость жанра.
К преданиям по жанровой характеристике наиболее близки сказы.
Это устные рассказы о значительном и примечательном в общественной жизни или быту, истина которых удостоверяется либо личным опытом рассказчика, либо свидетельством современников.
Темы сказов практически необозримы.
Они отражают разностороннюю жизнедеятельность народа.
Опираясь на жизненный опыт, рассказчик передает суть явлений действительности таким образом, как если бы он сам был их свидетелем.
Тематика сказов тесно связана с
трудовой жизнью народа и раскрывает идеал воспитания.
Значительное место занимают сказы о различных видах трудовой деятельности: охотничьи, бурлацкие, рыбацкие, пчеловодов, пахарей и др.
Черты идеального труженика нашли отражение в прозаическом жанре легенле.
В них раскрываются также особенности народного 1См.: Кукушкин B.C., Столяренко Л.Д.
Этнопсдагогика и этнопсихология.
Ростов-на-Дону» 2000.
с.215.
27

[стр.,28]

миропонимания: религиозные и суеверные представления, поддерживаемые в народе традициями и религией.
Легенды в отличие от преданий и сказов жанр религиозного характера.

В них нередко действуют святые, а основой сюжета служат чудеса, творимые ими.
Оценка личности персонажа дается с помощью христианских добродетелей.
В них
идеал трудового человека это смиренный труженик, бедняк, глубоко верующий человек.
Вместе с тем, как отмечал более ста лет тому назад А.Н.Афанасьев, "обильным материалом для народной поэзии"
и в частности для легенд, служила "языческая старина"1 .
Перекликаясь с древними мифами, легенды рисуют образ идеального
труженика, поясняют "мысль о том, на что способен народ, если он организован и движим гуманистическими целями"2 .
В легендах особенно четко проступает мировоззрение простого труженика, отношение крестьянина к труду, справедливости, чести, совести.
Широко распространены рассказы о наказаниях недобрых людей и вознаграждении тех, кто
трудолюбив, отзывчив и кроток.
Героями таких произведений, как правило, являются бедные крестьяне, которым на выручку приходят силы природы, Бог
(см.
легенды "Микола Угодник и охотники", "Чудесная молотьба", "Пиво и хлеб", "Убогий").

Черты идеала воспитания человека-тружеийк’ а отражены в пословицах и поговорках.
Пословицами называют поэтические, широко употребляемые в речи, устойчивые, краткие, часто образные, многозначные, имеющие переносное значение изречения, обобщающие социально-исторический опыт народа и носящие поучительный, дидактический характер3 .
Известный собиратель фольклора В.И.Даль назвал пословицу коротенькой притчей, суждением, приговором, поучением, высказанным обиняком и пущенным в оборот "под 28 1См.: 11ародные русские легенды, собранные А.Н.Афанасьевым.
М., 1959, с.5.
2См.: Хатаев Н.Е.
Народная педагогика Северного Кавказа.
М., 1993.
с.82 1См.: Русские народные загадки, пословицы и поговорки.
Сост.
Ю.Г.Кругдов.
М., 1990, с.Ю4.

[Back]