Идеал нравственного воспитания отражен в пословицах и поговорках. Известный собиратель фольклора В.И.Даль назвал пословицу коротенькой притчей, суждением, приговором, поучением, высказанным обиняком и пущенным в оборот «под чеканкой народности» [52, С.18]. Трудно не согласиться с Л.Д. Столяреико, утверждающей, что пословица это своего рода этностереотип, отсеянный временем и отложившийся в народной памяти, индикатор национального характера. В отличие от пословиц, поговорки не поучают и не обобщают социальноисторический опыт. Оно служит для более яркой, образной характеристики явлений действительности украшения речи. Поговорки используются для образно-эмоциональной характеристики людей, их поведения, выражения эмоций. Поговорка не столько поучает, сколько заставляет серьезно задуматься над самым важным в повседневной жизни: что есть добро и зло, в чем смысл жизни, кто является идеалом, героем. Возникнув в глубокой древности, пословицы и поговорки стали неотъемлемой частью языка и народных воспитательных традиций. Н.М. Карамзин назвал причину такого «долголетия» жанра: «Ныне умники пишут: в старину только говорили: опыты, наблюдения, достопамятные мысли в век малограмотный сообщались изустно. Все хорошо придуманное, сильно сказанное, передавалось из рода в род» [72, С.98]. Недаром русский народ говорил о пословицах: «Без углов дом не строится, без пословиц речь не молвится», «Пословица всем делам помощница». Черты идеала нравственного воспитания раскрыты в пословицах и поговорках, показана их педагогическая значимость: «Мила та сторона где пупок резан», «Без корня и полынь не растет», «Доброе дело и в воде не тает»; «Добро и во сне хорошо»; «Сделав добро не кайся»; «Честному мужу честен и поклон» [51, С. 172]. В пословицах и поговорках народная мудрость хранила особенности |
миропонимания: религиозные и суеверные представления, поддерживаемые в народе традициями и религией. Легенды в отличие от преданий и сказов жанр религиозного характера. В них нередко действуют святые, а основой сюжета служат чудеса, творимые ими. Оценка личности персонажа дается с помощью христианских добродетелей. В них идеал трудового человека это смиренный труженик, бедняк, глубоко верующий человек. Вместе с тем, как отмечал более ста лет тому назад А.Н.Афанасьев, "обильным материалом для народной поэзии" и в частности для легенд, служила "языческая старина"1 . Перекликаясь с древними мифами, легенды рисуют образ идеального труженика, поясняют "мысль о том, на что способен народ, если он организован и движим гуманистическими целями"2 . В легендах особенно четко проступает мировоззрение простого труженика, отношение крестьянина к труду, справедливости, чести, совести. Широко распространены рассказы о наказаниях недобрых людей и вознаграждении тех, кто трудолюбив, отзывчив и кроток. Героями таких произведений, как правило, являются бедные крестьяне, которым на выручку приходят силы природы, Бог (см. легенды "Микола Угодник и охотники", "Чудесная молотьба", "Пиво и хлеб", "Убогий"). Черты идеала воспитания человека-тружеийк’ а отражены в пословицах и поговорках. Пословицами называют поэтические, широко употребляемые в речи, устойчивые, краткие, часто образные, многозначные, имеющие переносное значение изречения, обобщающие социально-исторический опыт народа и носящие поучительный, дидактический характер3 . Известный собиратель фольклора В.И.Даль назвал пословицу коротенькой притчей, суждением, приговором, поучением, высказанным обиняком и пущенным в оборот "под 28 1См.: 11ародные русские легенды, собранные А.Н.Афанасьевым. М., 1959, с.5. 2См.: Хатаев Н.Е. Народная педагогика Северного Кавказа. М., 1993. с.82 1См.: Русские народные загадки, пословицы и поговорки. Сост. Ю.Г.Кругдов. М., 1990, с.Ю4. чеканкой народности” 1 . Трудно не согласиться с Л.Д.Столяренко, утверждающей, что пословица это своего рода этностереотип, отсеянный временем и отложившийся в народной памяти, индикатор национального характера2 . В отличие от пословиц, поговорки не поучают и не обобщают социально-исторический опыт, но служат для более яркой, образной характеристики явлений действительности, украшения речи. Поговорки используются для образно-эмоциональной характеристики людей, их поведения, выражения эмоций негодования, ненависти, презрения, восхищения. Поговорка не столько поучает, сколько заставляет серьезно задуматься над самым важным в повседневной жизни: что есть добро и зло, в чем смысл жизни, кто является идеалом, героем. Возникнув в глубокой древности, пословицы и поговорки стали неотъемлемой частью языка и народных воспитательных традиций. Русский историк П.М.Карамзин назвал причину такого ''долголетия0 жанра: "Ныне умники пишут: в старину только говорили: опыты, наблюдения, достопамятные мысли в век малограмотный сообщались изустно. Все хорошо придуманное, сильно сказанное, передавалось из рода в род''3 . Недаром русский народ говорил о пословицах: "Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится", "Пословица всем делам помощница"4 . В пословицах и поговорках четко раскрыты черты идеала воспитания в труде, показана педагогическая значимость труда: "Деревья смотри в плодах, а человека в делах"; "Без дела жить, только небо коптить"; "Человек без труда, что птица без крыльев"; "Труд все побеждает"; "Без труда не вытащишь и рыбки из пруда"; "Золото познается в огне, а человек в труде”. 1См.. Даль В.И. Пословицы русского народа. М., 1997, с. IО-11 . 2См.: Кукушкин B.C., Столяренко Л.Д Этнопсдагогика и этнопсихология. Ростов-на-Дону, 2000, с.224. 3Карамзин П.М. Предание исков. М., 1989, с.441. 4См.: Русские народные загадки, пословицы и поговорки. Сост. Ю.Г.Круглов. М., 1990. с.321. 29 |