местного диалекта, типичных народных примет и выражений. Все это делало язык народной педагогики понятным, близким народу. На это неоднократно обращает внимание видный исследователь народной педагогики А.Э. Измайлов, говоря о воздействии родного слова на воспитание подрастающего поколеиия[66, С.76]. В своих пословичных наставлениях, назиданиях, поучениях пожеланиях, советах народ говорил о том, каким должен быть человек, что нравственность человека его красоту составляют здоровье и физическая сила, трудолюбие и человечность. Осознанное отношение к здоровью в значительной степени определялось материальными условиями жизни в первую очередь, необходимостью физического труда. Благодаря здоровью, по убеждению народа, в семье создавались благоприятные нравственные и психологические отношения между ее членами. В понятие здоровье народная педагогика включала обладание физической силой, развитые двигательные способности, ловкость, сноровку, выносливость, умение совершать движения в значительном темпе и др. Чтобы быть здоровым, учил народ, человек должен вести здоровый образ жизни в физическом и нравственном отношениях. Это означало прежде всего, необходимость соблюдения режима труда и отдыха, выполнение правил личной и общественной гигиены. Забота народа о здоровье имела нравственную направленность еще и потому, что она была непосредственно связана с военно-физической подготовкой молодежи. Заботу народа о сохранении здоровья подрастающего поколения, об укреплении его «телесных сил» историк Н.М. Карамзин связывал также с особенностями климатических условий жизни древних славян[72, С.112]. Идеальный труженик в пословицах это, прежде всего крепкий хозяин, глава семьи. По убеждению крестьян, хорошая семья та, в которой от хозяина пахнет ветром, а от хозяйки дымом. Основными чертами идеального хозяина |
Оценку такого качества личности, как трудолюбие, народ выразил в пословицах и поговорках: "Всякий человек по делу узнается"; "Настоящий человек добудет хлеб из камня"; "Кто смолоду трудится, тот на все годится” 1 . В пословицах и поговорках народная мудрость хранила особенности местного диалекта, типичных народных примет и выражений. Все это делало язык народной педагогики понятным, близким самым широким слоям трудящихся. На эго неоднократно обращает внимание видный исследователь народной педагогики Л.Э.Измайлов, говоря о воздействии родного слова на воспитание подрастающего поколения2 . В своих пословичных наставлениях, назиданиях, поучениях, пожеланиях, советах народ говорил о том, каким должен быть человек. Идеальный труженик в пословицах -это прежде всего крепкий хозяин, глава семьи. По убеждению крестьян, хорошая семья та, в которой от хозяина пахнет ветром, а от хозяйки дымом: "От хозяина чтобы ветром, а от хозяйки дымом"1 . Основными чертами идеального хозяина считались трудолюбие и рачительность. С давних пор народ осознавал, что крепкий хозяин надежда и опора Руси. Только он сможет накормить страну, вырастить полноценное потомство и дать отпор врагу. В пословицах, как и в других произведениях устного народного творчества, раскрывается суммарная совокупность добродетелей труженика. Ведущими среди них являются открытость ("Чист, как лист"; "Дом без запора, хата без забора"); гостеприимство ("Гостю в переднем углу место"; "Гостю почет, хозяину честь"); терпимость, миролюбие ("Доброе слово пуще дубины”; "Худой мир лучше доброй ссоры"; "По мне хоть пес, только бы яйца нес"); терпеливость ("Оттерлимся, до чего-нибудь дотерпимся"; "Терпенье и труд все перетрут”; "Терпя в люди выходят”; "Исподволь и 1См.: Русские народные загадки, пословицы и поговорки. Сост. Ю.Г.Круглов. М., 1990, с.209-211 2 См.: Измайлов Л.Э. Народная педагогика. Педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. М., 1991, с.80. 1См.: Русские народные загадки, пословицы и поговорки. Сост. Ю.Г.Круглов. М., 1990, с.224. 30 |