считались трудолюбие и рачительность. С давних пор народ осознавал, что крепкий хозяин надежда и опора Руси. Только он сможет накормить страну, вырастить полноценное потомство и дать отпор врагу. В пословицах, как и в других произведениях устного народного творчества, раскрывается суммарная совокупность добродетелей. Ведущими среди них являются открытость («Чист, как лист»; «Дом без запора, хата без забора»); гостеприимство («Гостю в переднем углу место»; «Гостю почет, хозяину честь»); терпимость, миролюбие («Доброе слово пуще дубины»; «Худой мир лучше доброй ссоры»; «По мне хоть пес, только бы яйца нес»); терпеливость («Оттерпимся, до чего-нибудь дотерпимся»; «Терпенье и труд все перетрут»; «Терпя в люди выходят»; «Исподволь и ольху согнешь, а круто вяз переломишь»); готовность помочь, милосердие («Для милого друга коней из плуга»; «Горе на двоих полгоря, радость на двоих две радости»); надежность («Неуклюж, да дюж»; «Не ладно скроен, да крепко сшит») [51, С.18-45]. Многие пословицы и поговорки предупреждают о негативном влиянии лени, недопустимости безответственности непрактичности, бесхозяйственности, т.е. качеств, не совместимых с представлениями о совершенстве. В русской народной педагогике воровство считалось большим злом, порочащим честь человека «Лучше бедность, да честность, нежели прибыль и стыд»; «Лучше горевать, нежели воровать». Православная церковь считала присвоение чужого одним из тяжких грехов: «Поделом вору и мука»; «Неправедно пришло, неправедно ушло» [51, С.76]. Но в то же время у русских не было таких тяжких и действенных наказаний за воровство, как в Китае, у народов, исповедующих ислам, где за кражу отрубают руки, лишают жизни. В пословицах и поговорках также осуждаются жадность, тунеядство, предательство, лень. Родители стремились воспитывать в детях смелость, правдивость, честность, почтительное отношение к старшим. Воровство, трусость, леность считались пороками. Крестьянские избы никогда не запира60 |
Оценку такого качества личности, как трудолюбие, народ выразил в пословицах и поговорках: "Всякий человек по делу узнается"; "Настоящий человек добудет хлеб из камня"; "Кто смолоду трудится, тот на все годится” 1 . В пословицах и поговорках народная мудрость хранила особенности местного диалекта, типичных народных примет и выражений. Все это делало язык народной педагогики понятным, близким самым широким слоям трудящихся. На эго неоднократно обращает внимание видный исследователь народной педагогики Л.Э.Измайлов, говоря о воздействии родного слова на воспитание подрастающего поколения2 . В своих пословичных наставлениях, назиданиях, поучениях, пожеланиях, советах народ говорил о том, каким должен быть человек. Идеальный труженик в пословицах -это прежде всего крепкий хозяин, глава семьи. По убеждению крестьян, хорошая семья та, в которой от хозяина пахнет ветром, а от хозяйки дымом: "От хозяина чтобы ветром, а от хозяйки дымом"1 . Основными чертами идеального хозяина считались трудолюбие и рачительность. С давних пор народ осознавал, что крепкий хозяин надежда и опора Руси. Только он сможет накормить страну, вырастить полноценное потомство и дать отпор врагу. В пословицах, как и в других произведениях устного народного творчества, раскрывается суммарная совокупность добродетелей труженика. Ведущими среди них являются открытость ("Чист, как лист"; "Дом без запора, хата без забора"); гостеприимство ("Гостю в переднем углу место"; "Гостю почет, хозяину честь"); терпимость, миролюбие ("Доброе слово пуще дубины”; "Худой мир лучше доброй ссоры"; "По мне хоть пес, только бы яйца нес"); терпеливость ("Оттерлимся, до чего-нибудь дотерпимся"; "Терпенье и труд все перетрут”; "Терпя в люди выходят”; "Исподволь и 1См.: Русские народные загадки, пословицы и поговорки. Сост. Ю.Г.Круглов. М., 1990, с.209-211 2 См.: Измайлов Л.Э. Народная педагогика. Педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. М., 1991, с.80. 1См.: Русские народные загадки, пословицы и поговорки. Сост. Ю.Г.Круглов. М., 1990, с.224. 30 ольху согнешь, а круто вяз переломишь'*); готовность помочь, милосердие (“Для милого друга коней из плуга**; "Горе на двоих полгоря, радость на двоих -две радости"); надежность ("Неуклюж, да дюж"; "Не ладно скроен, да крепко сшит"; "Мужичок неказист, да в плечах харчист")1 . Самосознание труженика характеризуют следующие жизненные принципы: "Под лежачий камень вода не течет"; "Терпенье и труд все перетрут"; "Что ни делается, все к лучшему"; "На счастье надейся, а сам не плошай"; "Заработанный ломоть лучше краденого пирога"2 . Вместе с тем оно включает стремление труженика к воле: "Воля лучше золотой клетки"; "И золотые удила коню не милы"; "Неволя и сама неволит"; "Своя воля дороже всего"; "Цвет в поле -человек на воле"3 . .• • • Анализ пословиц и поговорок показывает, что русское трудолюбие означает огромную работоспособность и выносливость и вместе с тем безалаберность и безответственность. Инициативность, предприимчивость считаются нетипичными для русского труженика, а вот доверчивость, вера в "царя батюшку", "расчет на авось" и "как-нибудь" единогласно признаются характерными русскими чертами, наряду с такими, как разобщенность и способность к единению только в трудную минуту. Многие пословицы и поговорки предупреждают о негативном влиянии лени, недопустимости безответственпости, непрактичности, бесхозяйственности, т. е. качеств, не совместимых с представлениями о совершенстве в труде: "Авось да небось доводит до того, что хоть брось"; "Безделье мать пороков"; "Безделье -сестра болезни"; "Ведрами разольешь, так каплями не соберешь"; "Много спать мало жить: что проспано то прожито**; "С умом задумано, да без ума (души) сделано"; "Сделал дела: ни к 3 1 1 См.: Даль И.И. Лослопицм русского народа. М., 1997, с. 163, 168, 434, 437, 438; Русские народные загадки, пословицы и погопоркн. Сост. Ю.Г.Круглов. М., 1990, с.240, 295-302. 2См.: Кукушкин B.C., Столярсвко JI,Д. Э п toпедагогика и этнопсихология. Ростон-на-Доиу. 2000, с.225. 3См.: Русские народные загадки, пословицы и поговорки. Сост. Ю.Г.Круглов. М., 1990, с. 129-131. шубе рукава, ни к кувшину дудка"1 . Крепостное право, полная отчужденность крестьян от результатов труда и средств производства выработали особое национальное отношение к воровству. Русский народ признавал воровство злом, порочащим честь трудового человека: "Лучше бедность, да честность, нежели прибыль и стыд"; "Лучше горевать, нежели воровать"; "Воровство последнее ремесло"2 . Православная церковь считала присвоение чужого одним из тяжких грехов: "Поделом вору и мука"; "Неправедно пришло, неправедно ушло"'. Но в то же время у русских не было таких тяжких и действенных наказаний за воровство, как в Китае, у народов, исповедующих ислам, где за кражу отрубают руки, лишают жизни. Русский народ осуждал воровство у нищих, вдов, убогих, соседей, но не украсть у барина, государства, чиновника считалось большой глупостью, потому что власть имущие были в глазах тружеников мошенниками, ворами: "Белые ручки чужие труды любят". Русская народная педагогика рассматривала воровство как средство для борьбы с бесхозяйственностью: "Где плохо лежит, туда и вор глядит'4. Русские народные пословицы и поговорки осуждают жадность, тунеядство» предательство, однако к "лени-матушке" отношение скорее ироническое, чем осуждающее: "Что делаешь? Ничего. А он что? Помогать пришел"5 . Исследования Е.Е.Хатаева показывают, что подобного отношения к лени нет ни у одного горского народа Северного Кавказа. Для них, как гласят пословицы, "Лень -удел врага"; "В безделье почета нет"6 . Выделяя сильные и слабые стороны русского национального характера, пословицы и поговорки акцентировали внимание на привычке русского человека к упорному, напряженному труду, на неприятии 1См.: Русские народные загадки, пословицы и поговорки. Сост. Ю.Г.Круглов. М., 1990, с.21 7-222. 2См.; Русские народные загадки, пословицы и поговорки. Сост. Ю.Г.Круглов. М., 1990, с.250-252. ■ ' См.: Русские народные загадки, пословицы и поговорки. Сост. Ю.Г.Круглов. М.. )990, с.250-252. См.: Русские народные загадки, пословицы и поговорки. Сост. Ю.Г.Круглов. М., 1990, с.250. 5См.; Даль В.И. Пословицы русского народа. М., 1997, с.312. 6См.; Xатасв Е.Е. Народная педагогика Северного Кавказа. М., 1993, с.46-47. |