Проверяемый текст
Андреева, Людмила Геннадьевна; Трудовое воспитание в русской народной педагогике (Диссертация 2001)
[стр. 63]

красоты, душевного обаяния.
Главным героям в сказке даруется царский сан.
В волшебной сказке действуют не
только Иван да Марья, а Иван царевич, Марья царевна.
Сказка поселяет их во дворцах, однако в поступках, речах и обычаях они остаются простыми людьми труда.

Нравственный идеал также воплощался в виде образа мечты, в котором просматривалось народное понимание полноценной личности.
Трудолюбие являлось ведущей нравственной чертой сказочного персонажа.
В сказках человек труда противопоставлен силам зла: Кощею Бессмертному, Пауку, Змею Горынычу, жизнь которых заключалась в грабеже и насилии.
Народ противопоставляет труд многоликому злу.
Так, в сказке «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» говорится о победе трудового народа над чудищем поганым, что повадилось «землю сжигать, людей таскать».
Совсем от него житья не стало.
Многие смельчаки пошли с
чудищем воевать.
Отправился и Иван крестьянский сын.
Нелегкая это была задача, и не одолел бы Иван чудо-юдо, если бы не люди русские, простые землепашцы.
Помогли они молодцу: кузнец меч сковал, пастух коня богатырского дал, а старый человек уму-разуму научил.
Так трудовой люд общими усилиями одолел зло.
Вернулся Иванушка домой, стал жить поживать, поле пахать, не лениться, с утра до ночи трудиться.

В сказочных персонажах герой не только противостоит злу и насилию, он сплачивает народ в борьбе со злом, мешающей нормальной жизни.
Постоянная забота о хлебе насущном и о защите родины приучала народ к коллективному
труду, к мысли о могуществе трудового коллектива[62, С.
198].
В сказках, совершенствование личности понималось как формирование высоких моральных качеств.
Вместе с тем, народ снисходительно относился к таким качествам сказочного героя, как умение обмануть, обхитрить, обвести вокруг пальца
(«царевна-лягушка»), даже обокрасть врага, «чужака», если это способствовало достижению цели (см.
сказки
«Иван-царевич и Серый волк», «Молодильные яблоки» и др.).
Па эту особенность эпических произведений
[стр. 35]

Сокол, Покатигорошек и др.
как правило, наделяются прекрасной внешностью, замечательными внутренними качествами, незаурядными способностями.
Волшебная сказка не останавливалась перед прямой идеализацией героя и героини.
В нем все совершенство, все доблести, в ней вся власть молодости, красоты, душевного обаяния.
Главным героям в сказке даруется царский сан.
В волшебной сказке действуют не
просто Иван да Марья, а Иван-царевич, Марья-царевна.
Сказка поселяет их во дворцах, однако в поступках, речах и обычаях они остаются простыми людьми труда.

Вне зависимости от сословной принадлежности в сказках главный герой большой труженик.
Так, в сказках о морском (водяном) царе и его дочери Василисе Премудрой добрый молодец, чтобы победить чудище, должен засеять пшеницей поле на морском дне, а там вокруг "рвы, буераки да каменье острое"; обмолотить в одну ночь триста скирдов и засыпать зерном закрома; возвести высокий дворец из камня1 .
В сказке "Царевналягушка" царь, принимая невесток в семью, проверяет их "при деле, при рукоделии".
Даже снохи царя, но народным представлениям, должны быть искусными пряхами, швеями, вышивальщицами.
Вне труда крестьяне не мыслили совершенства даже самого царя.
Идеал человека труда в народном сознании воплощался в виде образамечты, в котором просматривалось народное понимание полноценной личности.
Трудолюбие являлось ведущей нравственной чертой сказочного персонажа.
В сказках человек труда противопоставлен силам зла: Кощею Бессмертному, Пауку, Змею Горынычу, жизнь которых заключалась в грабеже и насилии.
Народ противопоставляет труд многоликому злу.
Так, в сказке "Иван-крестьянский сын и чудо-юдо" говорится о победе трудового народа над чудищем поганым, что повадилось "землю сжигать, людей таскать".
Совсем от него житьяне стало.
Многие смельчаки пошли с
35 5См.: Русское народное нозтнчсскос творчество.
Под ред.
Н.И.Кравцова.
М..
1971, с.
117.


[стр.,36]

чудищем воевать.
Отравился и Иван крестьянский сын.
Нелегкая это была задача, и не одолел бы Иван чудо-юдо, если бы не люди русские, простые землепашцы.
Помогли они молодцу: кузнец меч сковал, пастух коня богатырского дал, а старый человек уму-разуму научил.
Так трудовой люд общими усилиями одолел зло.
Вернулся Иванушка домой, стал житьпоживать, поле пахать, не лениться, с утра до ночи трудиться1 .

Гсрой вышеназванной сказки не только противостоит злу и насилию, он сплачивает народ в борьбе со злом, мешающим нормальной жизни.
Умение объединить людей перед лицом трудностей высоко ценилось русскими.
Постоянная забота о хлебе насущном и о защите родины приучала народ к коллективному
груду, к мысли о могуществе трудового коллектива.
Тема общинного груда и организации в труде представлена в сказках о животных.
Так, в сказке "Зимовье зверей" бык строит зимовье и сплачивает вокруг себя зверей, что спасает их от хищников и лютой зимы.
Воспитательная деятельность народа была направлена на совершенствование личности труженика.
Вместе с тем, народ снисходительно относился к таким качествам сказочного героя, как умение обмануть, обхитрить, обвести вокруг пальца
и даже обокрасть врага, "чужака", если это способствовало достижению цели (см.
сказки
иИванцаревич и Серый волк", "Молодильные яблоки", "Горшеня" и др.).
На эту особенность эпических произведений обращает внимание А.Э.Измайлов, который отмечает, что характер народных представлений нередко ведет к прагматизму.
Явления жизни воспринимаются не.
как отражение реальной действительности, а оцениваются с позиции практической полезности.
Прагматизм порою граничит с утилитарностью, когда народ с позитивных позиций рассматривает пользу как основу нравственности и поступков, не обращая внимания на мотивы деятельности человека2 .
1См.: Народные русские сказки А.I(.Афанасьева.
Л., 1983, с.
158.
См.: Измайлов А.Э.
Народная педагогика.
Педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана.
М., 1991, с.78.
36

[Back]