Проверяемый текст
Андреева, Людмила Геннадьевна; Трудовое воспитание в русской народной педагогике (Диссертация 2001)
[стр. 64]

обращает внимание А.Э.Измайлов, который отмечает, что характер народных представлений нередко ведет к прагматизму.
Явления жизни воспринимаются не как отражение реальной действительности, а оцениваются с позиции практической полезности.
Прагматизм порою граничит с утилитарностью, когда народ с позитивных позиций рассматривает пользу как основу нравственности и поступков, не обращая внимания на мотивы деятельности
человека[66, С.134].
В русской народной педагогике важным моментом нравственного воспитания является гуманное отношение к людям, милосердие.
В борьбе за свои человеческие права народ создал образы героев, в которых воплотил свои надежды и чаяния на свободную, достойную жизнь.
Симпатией
народа пользовались те сказочные персонажи, которые, в силу сложившихся обстоятельств, оказались обделенными судьбой, но не потеряли человеческого достоинства, доброго сердца: это лишенные наследства младшие дети, сироты, женщины, поставленные в положение рабынь.
По обычаю правом наследства пользовались старшие братья.
Младший сын после смерти отца оставался жить с сестрами и матерью и не получал наследства.
Оставаясь в доме родителей, он становился хранителем очага, семейной собственности, оберегал уклад семейной жизни, трудовые традиции.
Любимым героем русских народных сказок был третий сын Иван, воплотивший в себе добродетели неутомимого и заботливого
человека.
Лишенный прав на наследство, младший сын вопреки судьбе добивается удачи.

Его доверчивость, почтительное отношение к старшим, трудолюбие, любовь к людям, своему народу резко противопоставлены чертам характера старших братьев.
Из-за своей приверженности к наживе и корысти жажде к обогащению,
лени, воровству, стяжательству они изображены в сказках как представители социального зла[62, С.87].
Высмеивая пороки, присущие отдельным людям, сказка вместе с тем показывала то лучшее, что характерно для совершенного человека: здравый
[стр. 36]

чудищем воевать.
Отравился и Иван крестьянский сын.
Нелегкая это была задача, и не одолел бы Иван чудо-юдо, если бы не люди русские, простые землепашцы.
Помогли они молодцу: кузнец меч сковал, пастух коня богатырского дал, а старый человек уму-разуму научил.
Так трудовой люд общими усилиями одолел зло.
Вернулся Иванушка домой, стал житьпоживать, поле пахать, не лениться, с утра до ночи трудиться1 .
Гсрой вышеназванной сказки не только противостоит злу и насилию, он сплачивает народ в борьбе со злом, мешающим нормальной жизни.
Умение объединить людей перед лицом трудностей высоко ценилось русскими.
Постоянная забота о хлебе насущном и о защите родины приучала народ к коллективному груду, к мысли о могуществе трудового коллектива.
Тема общинного груда и организации в труде представлена в сказках о животных.
Так, в сказке "Зимовье зверей" бык строит зимовье и сплачивает вокруг себя зверей, что спасает их от хищников и лютой зимы.
Воспитательная деятельность народа была направлена на совершенствование личности труженика.
Вместе с тем, народ снисходительно относился к таким качествам сказочного героя, как умение обмануть, обхитрить, обвести вокруг пальца и даже обокрасть врага, "чужака", если это способствовало достижению цели (см.
сказки иИванцаревич и Серый волк", "Молодильные яблоки", "Горшеня" и др.).
На эту особенность эпических произведений обращает внимание А.Э.Измайлов, который отмечает, что характер народных представлений нередко ведет к прагматизму.
Явления жизни воспринимаются не.
как отражение реальной действительности, а оцениваются с позиции практической полезности.
Прагматизм порою граничит с утилитарностью, когда народ с позитивных позиций рассматривает пользу как основу нравственности и поступков, не обращая внимания на мотивы деятельности
человека2 .
1См.: Народные русские сказки А.I(.Афанасьева.
Л., 1983, с.
158.
См.: Измайлов А.Э.
Народная педагогика.
Педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана.
М., 1991, с.78.
36

[стр.,37]

Ведущей .чертой труженика является гуманное отношение к людям, милосердие.
В борьбе за свои человеческие права народ создал образы героев, в которых воплотил свои надежды и чаяния на свободную, достойную жизнь.
Симпатией
тружеников пользовались те сказочные персонажи, которые, в силу сложившихся обстоятельств, оказались обделенными судьбой, но не потеряли человеческого достоинства, доброго сердца: это лишенные наследства младшие дети, сироты, женщины, поставленные в положение рабынь.
Г1о законам, установленным "Русской правдой" (IX век), правом наследования пользовались только старшие сыновья.
Младший сын после смерти отца оставался жить с сестрами и матерью и не получал наследства.
Оставаясь в доме родителей, он становился хранителем очага, семейной собственности, оберегал уклад семейной жизни, трудовые традиции.
Любимым героем русских народных сказок был третий сын Иван, воплотивший в себе добродетели неутомимого и заботливого
труженика.
Лишенный прав на наследство, младший сын вопреки судьбе добивается удачи.

Pro доверчивость, почтительное отношение к старшим, трудолюбие, любовь к людям, своему народу резко противопоставлены чертам характера старших братьев.
Из-за своей приверженности к наживе и корысти, жажде к обогащению,
леии, воровству, стяжательству они изображены в сказках как представители социального зла.
Бичуя пороки, присущие отдельным людям, сказка вместе с тем показывала то лучшее, что характерно для человека труда: здравый практический ум, незаурядная смекалка, умение выполнять любую работу.
Образы сказочных героев тружеников являлись ярким примером для подрастающего поколения.
Народное представление об идеале трудового воспитания нашло отражение в несенном творчестве.
Историк П.М.Карамзин справедливо утверждал, что для того, чтобы понять душу народа, достаточно услышать 37

[Back]