Проверяемый текст
Андреева, Людмила Геннадьевна; Трудовое воспитание в русской народной педагогике (Диссертация 2001)
[стр. 66]

исполнения песен.
Изначально русская песня была плодом коллективного творчества масс: она создавалась и исполнялась хором или группой работающих лиц.

Со временем появляется и развивается ролевое исполнение,
причем каждый певец воспринимается как часть хора, а его партия как вклад в общую гармонию звучания.
Особое внимание народ отводил ведущему, «запевале».

От него требовались не только музыкальные, но и организаторские способности, ответственность за слаженное звучание хора.
Любовь русского народа к хоровому пению необходимо рассматривать в сравнении с манерой исполнения песен людьми других национальностей.
Так, родовой уклад жизни грузин отражен в полифоническом (многоголосном) звучании жанра, когда каждый исполнитель раскрывает свою музыкальную тему,
пост «свою» пссшо часть целостного произведения[32, С.56].
В русской народной педагогике отчетливо выявлена специфика нравственного идеала женщины.
Ее образ наделен универсальными чертами и является составной частью образа совершенного человека.
В произведениях устного народного творчества она предстает как заботливая мать, преданная жена, неутомимая работница в поле и доме.
Идеальная женщина «умница и красавица» в то же время честна, благородна, нежна, терпелива, предана мужу, семье, народу.
Традиционно русский народ видел
в женщине хранительницу очага, носительницу морально-нравственных устоев рода, воспитательницу детей.
В сознании русского народа мать неотделима от своих детей.
Об этом свидетельствуют пословицы:
«Без матки пчелки пропащие детки»; «Без отца полсироты, а без матери и вся сирота» [51, С.46].
Осознание особой роли матери в воспитании детей характерно для большинства народов мира.
Однако ответственность матери за воспитание подрастающего поколения является отличительной чертой русской народной педагогики.
В культуре народов, исповедующих мусульманство, дети принадлежат семье отца, в случае его смерти или развода женщина может вступить в повторный брак, забрав при
[стр. 39]

любовь к родине, взгляды народа на трудовое воспитание.
Черты идеала трудового воспитания русский народ видел в единении трудящихся в борьбе с грудностями, развитии таких качеств, как соборность, сотрудничество, взаимопомощь, коллективизм.
Эти черты отразились в манере исполнения песен.
Изначально русская песня была плодом коллективного творчества масс: она создавалась и исполнялась хором или группой работающих лиц
(среди народов Северного Кавказа более развито индивидуальное сложение и исполнение песен).
Со временем появляется и развивается ролевое исполнение
(вероятно, таким образом в песне отразилось общественное разделение труда), причем каждый певец воспринимается как часть хора, а его партия как вклад в общую гармонию звучания.
Особое внимание народ отводил ведущему, "запевале”.

(>г него требовались не только музыкальные, но и организаторские способности, ответственность за слаженное звучание хора.
Любовь русского народа к хоровому пению необходимо рассматривать в сравнении с манерой исполнения песен людьми других национальностей.
Так, родовой уклад жизни грузин отражен в полифоническом (многоголосном) звучании жанра, когда каждый исполнитель раскрывает свою музыкальную тему,
поет "свою” песню -часть целостного произведения.
Отличительной особенностью русской народной педагогики является то, что в ней отчетливо выявлена специфика идеала женщины-труженицы.
Ее образ наделен универсальными чертами и является составной частью образа совершенного человека.
В произведениях устного народного творчества она предстает как заботливая мать, преданная жена, неутомимая работница в поле и доме.
Идеальная женщина "умница и красавица” в то же время честна, благородна, нежна, терпелива, предана мужу, семье, народу.
Традиционно русский народ видел
п женщине труженицу, хранительницу очага, носительницу морально-нравственных устоев рода, воспитательницу детей.
Еще при первобытно-общинном строе женские божества особо почитались славянами.
Эти божества способствовали утверждению 39

[стр.,41]

птица, высидев да выкормив птенца, его летать учит"1 .
В сознании русского народа мать неотделима от своих детей.
Об этом свидетельствуют пословицы:
’’Без матки пчелки пропащие детки"; "Без отца полсироты, а без матери и вся сирота"2 .
Осознание особой роли матери в воспитании детей характерно для большинства народов мира.
Однако ответственность матери за воспитание подрастающего поколения является отличительной чертой русской народной педагогики.
В культуре народов, исповедующих мусульманство, дети принадлежат семье отца, в случае его смерти или развода женщина может вступить в повторный брак, забрав при
этом свою имущественную долю, оставив своих детей на попечение и воспитание родственникам мужа.
Среди русских бытует убеждение: то, что дает ребенку мать, не может дать никто.
Этим и объясняются те высокие требования, которые народ предъявляет к женщине.
Русский народ осознавал, что решающее значение в формировании человека, приспособленного к различным жизненным условиям, имел труд.
Укрепляя организм, труд делал человека более выносливым, красивым, сильным.
Поэтому трудолюбие как черта нравственности женщины являлось ведущим в ее облике.
Люди ценили преимущественно такие качества женщины, которые помогали ей противостоять трудностям, жизненным невзгодам.
Занятия хозяйством и весь уклад жизни в сознании русского народа формировали свой идеал красоты.
Он широко отражен в фольклорных образах.
Это прежде всего Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Лебедь Захарьевна, Настасья золотая коса, Ненаглядная Красота, Марья Моревна, богатырка Синеглазка.
Проведенный нами анализ показывает, что требование, идеализирование таких качеств, как физическая красота, здоровье, характерно для всех славянских народов, исповедующих христианство.
Ислам и буддизм в большей мере уделяли внимание формированию в 1См.: Русские народные загадки, пословицы и поговорки.
Сост.
Ю.Г.Круглов.
М., 1990, с.230,231.
2См.: Русские народные загадки, пословицы и поговорки.
Сост.
Ю.Г.Круглов.
М., 1900, с.230.

[Back]