Проверяемый текст
Андреева, Людмила Геннадьевна; Трудовое воспитание в русской народной педагогике (Диссертация 2001)
[стр. 67]

этом свою имущественную долю, оставив своих детей на попечение и на воспитание родственникам мужа.
Среди русских бытует убеждение: то, что дает ребенку мать, не может дать никто.
Этим и объясняются те высокие требования, которые народ предъявляет к женщине.

В формировании нравственности женщины важное значение имел труд.
Укрепляя организм, труд делал человека более выносливым, красивым, сильным.
Поэтому трудолюбие как черта нравственности женщины являлось ведущим в ее облике.
Люди ценили преимущественно такие качества женщины, которые помогали ей противостоять трудностям, жизненным невзгодам.
Занятия хозяйством и весь уклад жизни в сознании русского народа формировали свой идеал красоты.
Он широко отражен в фольклорных образах.
Это, прежде всего Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Лебедь Захарьевна, Настасья золотая коса.
Ненаглядная Красота, Марья Моревна, богатырка Синеглазка[31,
С.68-92].
Проведенный нами анализ показывает, что идеализирование таких качеств, как физическая красота, здоровье, характерно для всех славянских народов, исповедующих христианство.
Ислам и буддизм в большей мере уделяли внимание формированию в
женщине женственности, супружеской верности, милосердия.
Веками складывался в народе образ идеальной хозяйки.
О хорошей хозяйке люди говорили так: «Не та хозяйка, которая говорит, а та, которая щи варит»; «Не будь красна и румяна, а чтобы по двору прошла да кур сочла»; «Путная хозяйка и из петуха уху сварит»; «Путная хозяйка каждую курочку знает»
[51, С.29].
Анализ произведений фольклора показывает, что в русской семье не было разделения труда, а скорее были виды деятельности, которыми предпочтительно занимались женщины и мужчины.
В идеале женщина должна уметь хорошо готовить владеть ремеслами, заниматься выращиванием овощей.
Об этом свидетельствуют пословицы и поговорки: «Девку веретено одевает»;
[стр. 41]

птица, высидев да выкормив птенца, его летать учит"1 .
В сознании русского народа мать неотделима от своих детей.
Об этом свидетельствуют пословицы: ’’Без матки пчелки пропащие детки"; "Без отца полсироты, а без матери и вся сирота"2 .
Осознание особой роли матери в воспитании детей характерно для большинства народов мира.
Однако ответственность матери за воспитание подрастающего поколения является отличительной чертой русской народной педагогики.
В культуре народов, исповедующих мусульманство, дети принадлежат семье отца, в случае его смерти или развода женщина может вступить в повторный брак, забрав при этом свою имущественную долю, оставив своих детей на попечение и воспитание родственникам мужа.
Среди русских бытует убеждение: то, что дает ребенку мать, не может дать никто.
Этим и объясняются те высокие требования, которые народ предъявляет к женщине.

Русский народ осознавал, что решающее значение в формировании человека, приспособленного к различным жизненным условиям, имел труд.
Укрепляя организм, труд делал человека более выносливым, красивым, сильным.
Поэтому трудолюбие как черта нравственности женщины являлось ведущим в ее облике.
Люди ценили преимущественно такие качества женщины, которые помогали ей противостоять трудностям, жизненным невзгодам.
Занятия хозяйством и весь уклад жизни в сознании русского народа формировали свой идеал красоты.
Он широко отражен в фольклорных образах.
Это прежде всего Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Лебедь Захарьевна, Настасья золотая коса, Ненаглядная Красота, Марья Моревна, богатырка Синеглазка.

Проведенный нами анализ показывает, что требование, идеализирование таких качеств, как физическая красота, здоровье, характерно для всех славянских народов, исповедующих христианство.
Ислам и буддизм в большей мере уделяли внимание формированию в
1См.: Русские народные загадки, пословицы и поговорки.
Сост.
Ю.Г.Круглов.
М., 1990, с.230,231.
2См.: Русские народные загадки, пословицы и поговорки.
Сост.
Ю.Г.Круглов.
М., 1900, с.230.


[стр.,42]

женщине женственности, супружеской верности, милосердия.
Веками складывался в народе образ идеальной хозяйки.
О хорошей хозяйке люди говорили так: "Не та хозяйка, которая говорит, а та, которая щи варит**; "Не будь красна и румяна, а чтобы по двору прошла да кур сочла"; "Путная хозяйка и из петуха уху сварит"; "Путная хозяйка каждую курочку знает"*.

Анализ произведений фольклора показывает, что в русской семье не было разделения труда, а скорее были виды деятельности, которыми предпочтительно занимались женщины и мужчины.
В идеале женщина должна уметь хорошо готовить, владеть ремеслами, заниматься выращиванием овощей.
Об этом свидетельствуют пословицы и поговорки: "Девку веретено одевает";
"Какова пряха, такова на ней и рубаха"; "Огород бабий доход"; "Хозяйка красна и каша вкусна"2.
В этой связи народ призывал относиться обдуманно к выбору невесты: "Выбирай жену не в хороводе, а в огороде"; "Не наряд девку красит, а домостройство".
После свадьбы девушка принимала на себя все бремя ответственности по ведению дома.
В народе говорили: "С вечера девка, с полуночи молодка, а по заре хозяюшка"'.
Часто русская женщина трудилась в поле вместе с мужем, что нехарактерно для народов Кавказа, считавших дом сферой жизни и деятельности слабого пола.
С принятием христианства на Руси доминирующими чертами личности идеальной труженицы становятся терпение, смирение, преданность мужу.
Об этом свидетельствуют, в частности, русские народные сказки, в которых важное место занимают близкие к главному персонажу женские образы.
Действия большинства героинь характеризуют женщину как личность, наделенную неиссякаемой жизненной энергией, незаурядной смекалкой.
Вместе с тем идеальная женщина представлена в сказках терпеливой, скромной, нежной.
Так, в сказках об обездоленных младших детях и сиротах ("Мороэко", "Крошечка-Хаврошсчка") главные героини, 1См.: Русские народные загадки, пословицы и поговорки.
Сост.
Ю.Г.Круглов.
М., 1990, с.226.
2См.: Энциклопедия народном мудрости.
СПб..
1997, с.
122, 123, 16, 254, 343.
* ('м.: Энциклопедии народной мудрости.
СПб., 1997, с.170.
42

[Back]