«Какова пряха, такова па ней и рубаха»; «Огород -бабий доход»; «Хозяйка красна и каша вкусна» [51, С.54]. В этой связи народ призывал относиться обдуманно к выбору невесты: «Выбирай жену не в хороводе, а в огороде»; «Не наряд девку красит, а домостройство» [51, С.72]. После свадьбы девушка принимала на себя все бремя ответственности по ведению дома. В народе говорили: «С вечера девка, с полуночи молодка, а по заре хозяюшка». Часто русская женщина трудилась в поле вместе с мужем, что нехарактерно для народов Кавказа, считавших дом сферой жизни и деятельности слабого иола. На Руси главными чертами личности идеальной женщины становятся терпение, смирение, преданность мужу. Об этом свидетельствуют, в частности, русские народные сказки, в которых важное место занимают близкие к главному персонажу женские образы. Действия большинства героинь характеризуют женщину как личность, наделенную неиссякаемой жизненной энергией, незаурядной смекалкой. Вместе с тем идеальная женщина представлена в сказках терпеливой, скромной, нежной. Так, в сказках об обездоленных младших детях и сиротах («Морозко», «Крошечка-Хаврошечка») главные героини, работая от зари до зари, с покорностью и выносливостью выполняют все нелепые приказы домочадцев, терпят унижение и непосильный труд. В финале сказки они обретают богатство и удачно выходят замуж, что становится заслуженной наградой за их смиренный и тяжелый труд. Идеальная русская женщина не только «смиренная, как агнец; делова, как пчела; красна, что райская птица; верна, что горлица», она необыкновенно мудра, порядочна. О ее большом и добром сердце, широкой натуре говорил М.Горький, раскрывая образ Василисы Премудрой: «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты» [122, С. 125]. Образ Василисы Премудрой воплощает в себе творческие жизненные начала, которые преодолевают силы разрушения и гибели. Сказка о Василисе |
женщине женственности, супружеской верности, милосердия. Веками складывался в народе образ идеальной хозяйки. О хорошей хозяйке люди говорили так: "Не та хозяйка, которая говорит, а та, которая щи варит**; "Не будь красна и румяна, а чтобы по двору прошла да кур сочла"; "Путная хозяйка и из петуха уху сварит"; "Путная хозяйка каждую курочку знает"*. Анализ произведений фольклора показывает, что в русской семье не было разделения труда, а скорее были виды деятельности, которыми предпочтительно занимались женщины и мужчины. В идеале женщина должна уметь хорошо готовить, владеть ремеслами, заниматься выращиванием овощей. Об этом свидетельствуют пословицы и поговорки: "Девку веретено одевает"; "Какова пряха, такова на ней и рубаха"; "Огород бабий доход"; "Хозяйка красна и каша вкусна"2. В этой связи народ призывал относиться обдуманно к выбору невесты: "Выбирай жену не в хороводе, а в огороде"; "Не наряд девку красит, а домостройство". После свадьбы девушка принимала на себя все бремя ответственности по ведению дома. В народе говорили: "С вечера девка, с полуночи молодка, а по заре хозяюшка"'. Часто русская женщина трудилась в поле вместе с мужем, что нехарактерно для народов Кавказа, считавших дом сферой жизни и деятельности слабого пола. С принятием христианства на Руси доминирующими чертами личности идеальной труженицы становятся терпение, смирение, преданность мужу. Об этом свидетельствуют, в частности, русские народные сказки, в которых важное место занимают близкие к главному персонажу женские образы. Действия большинства героинь характеризуют женщину как личность, наделенную неиссякаемой жизненной энергией, незаурядной смекалкой. Вместе с тем идеальная женщина представлена в сказках терпеливой, скромной, нежной. Так, в сказках об обездоленных младших детях и сиротах ("Мороэко", "Крошечка-Хаврошсчка") главные героини, 1См.: Русские народные загадки, пословицы и поговорки. Сост. Ю.Г.Круглов. М., 1990, с.226. 2См.: Энциклопедия народном мудрости. СПб.. 1997, с. 122, 123, 16, 254, 343. * ('м.: Энциклопедии народной мудрости. СПб., 1997, с.170. 42 работая от зари до зари, с покорностью и выносливостью выполняют вес нелепые приказы домочадцев, терпят унижение и непосильный груд. В финале сказки они обретают богатство и удачно выходят замуж, что становится заслуженной наградой за их смиренный и тяжелый труд. Идеальная труженица не только "смиренная, как агнец; делова, как пчела; красна, что райская птица; верна, что горлица", она необыкновенно мудра, порядочна. О ее большом и добром сердце, широкой натуре говорил Д.М.Горький, раскрывая образ Василисы Премудрой: "Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты"1 . Образ Василисы Премудрой воплощает в себе творческие жизненные начала, которые преодолевают силы разрушения и гибели. Сказка о Василисе Премудрой, по словам Н.И.Кравцова, становится чудесным повествованием, поэтизирующим дерзание женщины-труженицы2 . В русском фольклоре не только прославляется всемогущество женщины, раскрываются положительные черты ее личности, но и обличаются глупость, невежество, другие пороки женщины. Об этом говорится во многих сказках, пословицах и поговорках. В то же время народ показывал, что отрицательные черты женского характера, женские слабости и пороки в большинстве своем порождены социальными условиями жизни общества, неравноправным положением женщины в семье и обществе, ее эксплуатацией, а также недостатками воспитания. В ходе многовековой педагогической практики у каждого народа складывалось свое представление об идеале трудового воспитания (например, "добрый молодец", "Умница-красавица" у русских; "настоящий джигит" у горцев; "честно живущий человек" у чукчей; "всесторонне совершенный человек", "умная молодуха" у калмыков и др.). Несмотря на то, что идеалы совершенной личности у разных народов были очень близки друг 1Горький М. Собр. соч. в 30-ти т.. т.24, с.72. 2См.: Русское народное пептическое творчество. Под ред. 1!.И.Кравцова. М., 1971, с.) 17. 43 |