Проверяемый текст
Андреева, Людмила Геннадьевна; Трудовое воспитание в русской народной педагогике (Диссертация 2001)
[стр. 69]

Премудрой, по словам Н.И.
Кравцова, становится чудесным повествованием, поэтизирующим дерзание
русской женщины.
В русском фольклоре не только прославляется всемогущество женщины, раскрываются положительные черты ее личности, но и обличаются глупость, невежество, другие пороки женщины.
Об этом говорится во многих сказках, пословицах и поговорках.
В то же время народ показывал, что отрицательные черты женского характера, женские слабости и пороки в большинстве своем порождены социальными условиями жизни общества, неравноправным положением женщины в семье и обществе, ее эксплуатацией, а также недостатками воспитания.
В ходе многовековой педагогической практики у каждого народа складывалось свое представление об идеале
нравственного воспитания (например, «добрый молодец», «Умница-красавица» у русских; «настоящий джигит» у горцев; «честно живущий человек» у чукчей; «всесторонне совершенный человек», «умная молодуха» у калмыков и др.).
Несмотря на то, что идеалы совершенной личности у разных народов были очень близки друг
другу (все народы хотели видеть в человеке комплекс социально-этических качеств, в основе которых лежала триада «ум-доброта-трудолюбие»), представление о ценностном ориентире и стимуле совершенствования личности у каждого народа было свое.
Определяющим фактором в формировании идеала воспитания являлись природные условия и тесно связанные с ними бытовой уклад, приоритетные виды хозяйственной деятельности.
Так, занятие земледелием в сложных климатических условиях России повлияло на то, что русский народ больше всего ценил в
людях умение работать сообща, коллективно, сотрудничать, готовность прийти на помощь, милосердие.
Исследования специалистов этнопсихологии и этнопедагогики показывают, что этносы с преобладанием кочевого образа жизни (занимающиеся скотоводством, оленеводством горские
[стр. 43]

работая от зари до зари, с покорностью и выносливостью выполняют вес нелепые приказы домочадцев, терпят унижение и непосильный груд.
В финале сказки они обретают богатство и удачно выходят замуж, что становится заслуженной наградой за их смиренный и тяжелый труд.
Идеальная труженица не только "смиренная, как агнец; делова, как пчела; красна, что райская птица; верна, что горлица", она необыкновенно мудра, порядочна.
О ее большом и добром сердце, широкой натуре говорил Д.М.Горький, раскрывая образ Василисы Премудрой: "Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты"1 .
Образ Василисы Премудрой воплощает в себе творческие жизненные начала, которые преодолевают силы разрушения и гибели.
Сказка о Василисе Премудрой, по словам Н.И.Кравцова, становится чудесным повествованием, поэтизирующим дерзание женщины-труженицы2 .
В русском фольклоре не только прославляется всемогущество женщины, раскрываются положительные черты ее личности, но и обличаются глупость, невежество, другие пороки женщины.
Об этом говорится во многих сказках, пословицах и поговорках.
В то же время народ показывал, что отрицательные черты женского характера, женские слабости и пороки в большинстве своем порождены социальными условиями жизни общества, неравноправным положением женщины в семье и обществе, ее эксплуатацией, а также недостатками воспитания.
В ходе многовековой педагогической практики у каждого народа складывалось свое представление об идеале
трудового воспитания (например, "добрый молодец", "Умница-красавица" у русских; "настоящий джигит" у горцев; "честно живущий человек" у чукчей; "всесторонне совершенный человек", "умная молодуха" у калмыков и др.).
Несмотря на то, что идеалы совершенной личности у разных народов были очень близки друг
1Горький М.
Собр.
соч.
в 30-ти т..
т.24, с.72.
2См.: Русское народное пептическое творчество.
Под ред.
1!.И.Кравцова.
М., 1971, с.) 17.
43

[стр.,44]

Другу (вес народы хотели видеть в маленьком труженике комплекс социально-этических качеств, в основе которых лежала триада "ум-добротатрудолюбие"), представление о ценностном ориентире и стимуле совершенствования личности у каждого народа было свое.
Определяющим фактором в формировании идеала воспитания являлись природные условия и тесно связанные с ними бытовой уклад, приоритетные виды хозяйственной деятельности.
Так, занятие земледелием в сложных климатических условиях России повлияло на то, что русский народ больше всего ценил в
труженике умение работать сообща, коллективно, сотрудничать, готовность прийти на помощь, милосердие.
Исследования специалистов этнопсихологии и этнопедагогики показывают, что этносы с преобладанием кочевого образа жизни (занимающиеся скотоводством, оленеводством горские
народы Северного Кавказа, жители Крайнего Севера и др.) больше всего ценили в труженике выносливость, физическую силу, немногословность, самостоятельность, инициативу, ответственность за свой труд, умение жить в гармонии с природой.
Утвержденный в нашей отечественной культуре социальный идеал может быть охарактеризован как аскетический, привыкший довольствоваться малым, работающий не ради собственного достатка, а во имя счастья своего народа.
Идеал воспитания человека труда определялся требованиями, основанными на религиозных канонах.
Воспитательные традиции христианских народов (русских, белорусов, украинцев, армян, грузин) включали такие качества, как милосердие, трудолюбие, терпение, честность.
В то же время воровство, трусость, леность считались пороками.
Мусульманские народы больше всего ценили в труженике смелость, чувство собственного достоинства главы семьи, рода, уважение к традициям предков, трудолюбие, отсутствие всепрощения, жестокость по отношению к пренебрежению традициями, ответственность за семью и воспитание детей.
Образ совершенной труженицы народная педагогика также рассматривала с 44

[Back]