Проверяемый текст
Семенов, Курман Борисович; Этнопедагогика горской семьи - история, теория, практика (Диссертация, 2000)
[стр. 72]

фольклорных произведений всегда скромные труженики, люди честные и храбрые.
Таковы, например, герои легенды
Дахир и Зухра.
Дахир умный, деловой, порядочный человек, умелый пастух.
Он бережно относится к народному добру, отстаивает интересы народа, проявляет при этом мужество и решительность.
Его возлюбленная красавица
Зухра тоже наделена высокими нравственными качествами.
Преданная своему любимому человеку,
Зухра проявляет мудрость, решительность, без колебаний, не теряя самообладания, становится на сторону своего возлюбленного и погибает вместе с ним[2, С.115].
В понятие добра народ включал свои наиболее общие интересы, устремления, действия, заслуживающие одобрения.
Добродетель считалась одним из основных показателей нравственности, обобщенной оценкой других положительных черт человека.
Понятие добра закреплено в пословицах и поговорках.
Карачаевские поговорки гласят: «Ашхылыкъ унутулмаз, аманлыкъ
кьурутулмаз» («Добро не забывается, зло не прощается»); «Ашхылыкъгъа ууланнган, ашхылыкъгъа тюбер» («Кто ищет добро, тот добро и находит») [149, С.20].
В преданиях, легендах образы героев-богатырей защитников народа различны.
Однако им присуще общее: они наделены чертами и качествами, раскрывающими их человечность.
В числе таких черт и качеств доброта, преданность людям и своему долгу, честность, правдивость, самоотверженность и самопожертвование.
Женщин, с которыми их соединяет судьба, характеризует кротость, доброжелательность, честность.

«Мужество и стойкость мужчин вот та черта, которую горцы возвели в культ, отмечал народный поэт Кайсын Кулиев, без них невозможно было жить, когда жизнь была столь сурова.
Для горцев трус являлся самым жалким существом на свете.
Даже родная мать самым ужасным в жизни считала быть матерью труса, это для нее было хуже смерти.
Когда проклинали женщину, говорили: «Чтобы ты родила сына-труса».

По народным представлениям, подлинным героем, обладающим настоящим 72
[стр. 101]

101 сынах своего народа.
Как показал Г.
Н.
Волков, в народной педагогике «национальное достоинство означает быть достойным своего народа и заслужить уважение представителей других народов, достойно представляя свой народ среди них.
Поэтому в развитии здорового чувства национального достоинства заложены одновременно как идея национального расцвета, так и идея интернационального сближения» (78;234).
Нравственный идеал совершенной личности у народов Северо-Западного Кавказа включает в себя добродетель, т.е.
постоянное стремление к добру.
В поведении героев народного эпоса добро выступает критерием оценки положительных действий, поступков.
В сказках, сказаниях отражена непрерывная борьба добра со злом.
Тем самым показаны не только нравственные, но и социальные черты идеала трудовою народа, его стремления к справедливой и счастливой жизни.
Добродетель воплощена, как правило, в образах положительных героев.
Эта черта наиболее ярко проявляется в борьбе за свободу и независимость своего народа, за правду и справедливость.
Вот почему положительные герои фольклорных произведений — всегда скромные труженики, люди честные и храбрые.
Таковы, например, герои легенды
о Лаго и Наки.
Лаго умный, деловой, порядочный человек, умелый пастух.
Он бережно относится к народному добру, отстаивает интересы народа, проявляет при этом мужество и решительность.
Его возлюбленная красавица
Наки тоже наделена высокими нравственными качествами.
Преданная своему любимому человеку,
Наки проявляет мудрость, решительность, без колебаний, не теряя самообладания, становится на сторону своего возлюбленного и погибает вместе с ним.
В понятие добра народ включал свои наиболее общие интересы, устремления, действия, заслуживающие одобрения.
Добродетель считалась одним из основных показателей нравственности, обобщенной оценкой других положительных черт человека.
Понятие добра закреплено в пословицах и поговорках.
Карачаевские поговорки гласят: «Ашхылыкъ унутулмаз, аманлыкъ
къурутулмаз» (Добро не забывается, зло не прощается); «Ашхылыкъгъа

[стр.,102]

102 ууланнган, ашхылыкъгьа тюбер» (Кто ищет добро, тот добро и находит).
Аналогичные пословицы и поговорки имеются у абазинского народа: «Бзира зхауа бзира г1айдах1вхит! (данйахитГ)» (Кто делает добро, того ожидают добрые дела); «Ажва хъг!а ажв ахьит1» (Доброе слово и корову доит); «Птам ущЬмыфыгьуэж» (Не жалей о сделанном добре).
Ногайцы утверждают: «Яман соьз — басказыгы, яхшы соьз — ян азыгы» (Доброе слово — пища для души, недоброе слово — надмогильный камень); «Яхшы соьз йыланды иннен шыгарар» (Доброе слово и змею из норы выманит).
Эта же черта нравственности отражена в черкесских пословицах: «Ф1ы зыщ1э и пщ1э к!уэдкъым» (Делаешь добро — будет уважение); «Ф1ы-щ1эр псым хебдзали к1уэдкъым» (Доброе никогда не забывается) (277; 65,66,118,13118,136,3, 207,209,333).
В преданиях, легендах образы героев-богатырей — защитников народа различны.
Однако им присуще общее: они наделены чертами и качествами, раскрывающими их человечность.
В числе таких черт и качеств — доброта, преданность людям и своему долгу, честность, правдивость, самоотверженность и самопожертвование.
Женщин, с которыми их соединяет судьба, характеризует кротость, доброжелательность, честность.

Такова, например, героиня легенды об озере Хурмаджей и Млечном пути.
Среди своих аульчан она выделялась добродетельностью, глубокой человечностью, умением ценить людей труда и то, что создано их трудом.
Подчеркивается одна из основных ее черт — стремление удерживать людей, в особенности детей, от дурных поступков.
«Мужество и стойкость мужчин — вот та черта, которую горцы возвели в культ, — отмечал народный поэт Кайсын Кулиев, — без них невозможно было жить, когда жизнь была столь сурова.
Для горцев трус являлся самым жалким существом на свете.
Даже родная мать самым ужасным в жизни считала быть матерью труса, это для нее было хуже смерти.
Когда проклинали женщину, говорили: «Чтобы ты родила сына-труса»
(156; 200).
По народным

[Back]