мужеством, можно считать такого человека, который, не боясь опасности, разъезжает в одиночестве, смело вступает в борьбу и побеждает в честном и открытом бою. Этим и объясняется характерное для волшебных сказок постоянное определение героя «Одинокий всадник». Исследователи фольклора считают, что такое определение свойственно всем историческим сказаниям, легендам и сказаниям о нартах. В фольклорных произведениях показано, что патриотизм органически связан с национальной гордостью. Карачаевцы говорят: «Тойгъан джерден, туугъан джер игиди» («Та земля лучше, где ты родился, а не та, где ты насытился»); «Ата джуртча джер болмаз, туугъан элча эл болмаз» («Нет земли лучше, чем Родина, нет села лучше, чем то село, в котором родился»); «Туугъан элинг алтын бешик» («Родной аул золотая колыбель») [148, С.19]. Нравственный идеал карачаевского народа включает в себя глубокое чувство национального достоинства и чести, не допускающее никаких компромиссов. Об этом, в частности, свидетельствует карачаевская песня «Ачей улу Ачемез». В ней рассказывается о том, как в карачаевский аул приехали крымцы. Им показалось незначительной собранная дань по барашку с каждого двора. Тогда крымский хан потребовал к себе жену бедняка-карачаевца Ачемеза красавицу Боючак. «Подумай, Ачемез, говорили послы, у тебя нет тысячи баранов, ханская нога задавит тебя и других чабанов». Но бедняк заявил: «Совесть и жена дороже богатства, честь дороже хана» (сюжет песни напоминает эпизод из древнерусской «Повести о нашествии Батыя на Рязань», где подобный ответ Батыю дал сын рязанского князя Федор Ингоревич). Герой карачаевской пеаш выступает благородным мстителем за свою честь. Такой же мужественной и находчивой оказывается и его жена Боючан [176, С.20]. Специфическая черта нравственности карачаевского народа, как и других народов Северного Кавказа исключительная забота о стариках. Многие сказки, предания повествуют о гуманном отношении к самым старшим. Например, в 73 |
103 представлениям, подлинным героем, обладающим настоящим мужеством, можно считать такого человека, который, не боясь опасности, разъезжает в одиночестве, смело вступает в борьбу и побеждает в честном и открытом бою. Этим и объясняется характерное для волшебных сказок постоянное определение героя «шыу закъу» (одинокий всадник). Исследователи фольклора считают, что такое определение свойственно всем историческим сказаниям, легендам и сказаниям о нартах (376;78), В фольклорных произведениях показано, что патриотизм органически связан с национальной гордостью. Карачаевцы говорят: «Тойгъан джерден, туугъан джер игиди» (Та земля лучше, где ты родился, а не та, где ты насытился); «Ата джуртча джер болмаз, туугъан элча эл болмаз» (Нет земли лучше, чем Родина, нет села лучше, чем то село, в котором родился); «Туу1ъан элинг — алтын бешик» (Родной аул — золотая колыбель) (277; 17-19). Нравственный идеал народов Северо-Западного Кавказа включает в себя глубокое чувство национального достоинства и чести, не допускающее никаких компромиссов. Об этом, в частности, свидетельствует карачаевская песня «Ачей улу Ачемез». В ней рассказывается о том, как в карачаевский аул приехали крымцы. Им показалось незначительной собранная дань по барашку с каждого двора. Тогда крымский хан потребовал к себе жену беднякакарачаевца Ачемеза — красавицу Боючан. «Подумай, Ачемез, — говорили послы, — у тебя нет тысячи баранов, ханская нога задавит тебя и других чабанов». Но бедняк заявил: «Совесть и жена дороже богатства, честь — дороже хана» (сюжет песни напоминает эпизод из древнерусской «Повести о нашествии Батыя на Рязань», где подобный ответ Батыю дал сын рязанского князя Федор Ингоревич). Герой карачаевской песни выступает благородным мстителем за свою честь. Такой же мужественной и находчивой оказывается и его жена Боючан. Специфическая черта нравственности народов Северо-Западного Кавказа — исключительная забота о стариках. Многие сказки, предания повествуют о |