проявляется в отношениях, называемых товариществом. Эти отношения могут охватывать широкий круг людей. Произведения фольклора свидетельствует о том, что товарищеские отношения характеризовались общностью интересов и жизненных задач, соответствующих личным и общественным целям. Подлинное товарищество означало, что интересы общего дела, коллективные цели ставятся выше личных. Более сложные отношения, основанные на личной привязанности и взаимных симпатиях, на верности и преданности, взаимном доверии, назывались дружбой. Народ высоко ценил это качество, считал его одним из ведущих показателей нравственности. У карачаевцев есть ценные высказывания, раскрывающие сущность коллективизма, дружбы, товарищества как величайшую общечеловеческую ценность, эти высказывания схожи с представлениями о дружбе других горских народов. Вот некоторые из общих для всех горских народов высказывания о коллективизме и дружбе: «В единении сила»; «Дружба народов их богатство»; «Верный друг вечный друг»; «Где дружба, там и сила»; «Дружбу рассечь не может и меч»; «Друг зеркало друга»; «Плохой друг хуже змей» [149, С.32]. Народ заботливо учил тому, что означает верная дружба, как выбнратЬ друга, как оценивать истинных и ложных друзей, как оберегать дружбу и товарищество, что значит быть взыскательным другом, каковы законы дружбы и товарищества, почему дружба является источником силы и мужества. Об этом говорится в карачаевских пословицах и поговорках: «Бирликде тирилик» («В единстве сила»); «Емюрлю шохлукъну джел элтмез» («Вековую дружбу ветер не унесет»); «Тюзлюк шохлукъну бегитир» («Справедливость укрепляет дружбу»); «Джангы тенгден къачма, Эски тенгни атма» («Нового друга не избегай, Старого друга не забывай») [149, С.38]. Народная мудрость подчеркивала, что в коллективе как в добровольном объединении людей каждый его член индивидуален и самостоятелен в принимаемых решениях. Поэтому индивидуализм рассматривался в позитивном |
охватывать широкий круг людей. Произведения фольклора свидетельствует о том, что товарищеские отношения характеризовались общностью интересов и жизненных задач, соответствующих личным и общественным целям. Подлинное товарищество означало, что интересы общего дела, коллективные цели ставятся выше личных. Более сложные отношения, основанные на личной привязанности и взаимных симпатиях, на верности и преданности, взаимном доверии, назывались дружбой. Народ высоко ценил это качество, считал его одним из ведущих показателей нравственности. В притче «Как отец сына разуму научил» убедительно показано, что «дружба — дороже всего на свете, но дружить надо с тем, кто достоин дружбы». О большом значении, которое придавал народ дружбе и воспитанию юной смены в духе дружбы и товарищества, говорит тог факт, что люди, изменявшие добрым друзьям, всегда оказывались наказанными. Например, притча «Не имевший друзей» повествует о том, как один мужчина задумал убить своего приятеля, в котором он не сумел распознать настоящего друга. Но это ему не удалось. Тот ослепил его самого. Придя домой, неверный друг сел под забором и просил всех прохожих бить его по голове. Народам Северо-Западного Кавказа принадлежат ценные высказывания, раскрывающие сущность коллективизма, дружбы, товарищества как величайшую общечеловеческую ценность. Вот некоторые из общих для всех горских народов высказываний о коллективизме и дружбе: «В единении сила»; «Дружба народов — их богатство»; «Верный друг — вечный друг»; «Где дружба, гам и сила»; «Дружбу рассечь не может и меч»; «Друг — зеркало друга»; «Плохой друг хуже змей». Народ заботливо учил тому, что означает верная дружба, как выбирать друга, как оценивать истинных и ложных друзей, как оберегать дружбу и товарищество, что значит быть взыскательным другом, каковы законы дружбы и товарищества, почему дружба является источником силы и мужества. В числе многих и многих абазинских пословиц о дружбе есть такие: «Лшара зму нбжьаг!в йщардап!» (У деловитого много друзей); «Уызцу 105 I 106 йчва г1аухъысит!» (О тебе судят по твоим друзьям); «Кыти чвык! ацк1ыс кыти айгвак1» (Чем в каждом ауле иметь по одному волу, лучше иметь по одному другу). Вот карачаевские изречения о дружбе: «Бирликде — тирилик» (В единстве — сила); «Емюрлю шохлукъну джел элтмез» (Вековую дружбу ветер не унесет); «Тюзлюк шохлукъну бегитир» (Справедливость укрепляет дружбу); «Джангы тенгден къачма, Эски тенгни атма» (Нового друга не избегай, Старого друга не забывай). Столь же афористичны черкесские изречения о коллективизме и дружбе: «Зы акъыл нэхъры акъылищэ» (Сто умов лучше одного); «Жылэ ямыщхъым шыдыщхъэ ф[этщ» (Кто не с аулом, у того ослиная голова). Ногайские афоризмы: «Тень тенъи мен теке муъйизи мен» (Человек красен друзьями, а козел — рогами); «Ялгыз койды боъри ашар» (Отбившуюся овцу волк съест); Ялгыз ат шавып юйрик болмас» (Одинокий конь в скачке не будет победителем) (277; 20,21,80,83,118,151,166,211,213,304,324). Как показали результаты нашего исследования, народная мудрость подчеркивала, что в коллективе как в добровольном объединении людей каждый его член индивидуален и самостоятелен в принимаемых решениях. Поэтому индивидуализм рассматривался в позитивном плане — как сосредоточенность на личных интересах, как деловое обособление и самостоятельность, как противостояние насилию. Герои сказок народов Северо-Западного Кавказа отличаются трудолюбием, ведущим признаком которого является умение работать сообща и проявлять при этом личную инициативу, деловитость, стремление вносить элементы творчества. Благодаря этому имела место заинтересованность в труде на благо семьи, а также и общества. В условиях частной собственности, свободной хозяйственной деятельности, отсутствия принуждения в труде, объединения людей в сфере производства (по сути дела трудовые коллективы) и других сферах жизнедеятельности обусловливали необходимость проявления нравственного индивидуализма и его воспитания. Эта мысль находит свое отражение в народной педагогике Северо-Западного Кавказа. К сожалению, об этом не |