плане как сосредоточенность на личных интересах, как деловое обособление и самостоятельность, как противостояние насилию. Герои карачаевских сказок отличаются трудолюбием, ведущим признаком которого является умение работать сообща и проявлять при этом личную инициативу, деловитость, стремление вносить элементы творчества. Благодаря этому имела место заинтересованность в труде на благо семьи, а также и общества. В условиях частной собственности, свободной хозяйственной деятельности, отсутствия принуждения в труде, объединения людей в сфере производства (по сути дела трудовые коллективы) и других сферах жизнедеятельности обусловливали необходимость проявления нравственного индивидуализма и его воспитания. Эта мысль находит свое отражение в карачаевской народной педагогике. Понимание индивидуализма как свободы творческого самоироявления личности, ее потребностей, интересов перекликается с современными взглядами на «нравственный индивидуализм». Как утверждает Б. Т. Лихачев, коллектив обеспечивает «полноценное функционирование и свободу творческого самоопределения каждого индивида, который представляет условия и средства для индивидуальной многообразной деятельности, основанной на интересе, формирует нравственный индивидуализм, личность коллективиста-индивидуума» [102, С.19]. Еще раз возвращаясь к теме дружбы, коллективизма, интернационализма и гуманизма отметим действенность средств и методов народной педагогики в воспитании детей других национальностей. Нравственной чертой народ считал бережливость к личной, семейной и общественной собственности. Особенно ярко это проявлялось в отношении к хлебу. «Хлеб всему голова» эта пословица имеется у каждого из горских народов. Народные мудрецы учили «не кидать в хлеб камнем», «не отдавать ветру поспевший урожай», «не играть с хлебом». Бережное и уважительное отношение к хлебу объяснялось тем, что это продукт труда многих и многих 76 |
106 йчва г1аухъысит!» (О тебе судят по твоим друзьям); «Кыти чвык! ацк1ыс кыти айгвак1» (Чем в каждом ауле иметь по одному волу, лучше иметь по одному другу). Вот карачаевские изречения о дружбе: «Бирликде — тирилик» (В единстве — сила); «Емюрлю шохлукъну джел элтмез» (Вековую дружбу ветер не унесет); «Тюзлюк шохлукъну бегитир» (Справедливость укрепляет дружбу); «Джангы тенгден къачма, Эски тенгни атма» (Нового друга не избегай, Старого друга не забывай). Столь же афористичны черкесские изречения о коллективизме и дружбе: «Зы акъыл нэхъры акъылищэ» (Сто умов лучше одного); «Жылэ ямыщхъым шыдыщхъэ ф[этщ» (Кто не с аулом, у того ослиная голова). Ногайские афоризмы: «Тень тенъи мен теке муъйизи мен» (Человек красен друзьями, а козел — рогами); «Ялгыз койды боъри ашар» (Отбившуюся овцу волк съест); Ялгыз ат шавып юйрик болмас» (Одинокий конь в скачке не будет победителем) (277; 20,21,80,83,118,151,166,211,213,304,324). Как показали результаты нашего исследования, народная мудрость подчеркивала, что в коллективе как в добровольном объединении людей каждый его член индивидуален и самостоятелен в принимаемых решениях. Поэтому индивидуализм рассматривался в позитивном плане — как сосредоточенность на личных интересах, как деловое обособление и самостоятельность, как противостояние насилию. Герои сказок народов Северо-Западного Кавказа отличаются трудолюбием, ведущим признаком которого является умение работать сообща и проявлять при этом личную инициативу, деловитость, стремление вносить элементы творчества. Благодаря этому имела место заинтересованность в труде на благо семьи, а также и общества. В условиях частной собственности, свободной хозяйственной деятельности, отсутствия принуждения в труде, объединения людей в сфере производства (по сути дела трудовые коллективы) и других сферах жизнедеятельности обусловливали необходимость проявления нравственного индивидуализма и его воспитания. Эта мысль находит свое отражение в народной педагогике Северо-Западного Кавказа. К сожалению, об этом не 107 говорит ни один из исследователей педагогических воззрений народов России и республик бывшего СССР. Черты личности в таких исследованиях раскрывались в основном с точки зрения коммунистической идеологии, которая объявляла индивидуализм пережитком капитализма в сознании людей и считала эту черту антиподом коллективизма. Понимание индивидуализма как свободы творческого самопроявления личности, ее потребностей, интересов перекликается с современными взглядами на «нравственный индивидуализм». Как утверждает Б.Т. Лихачев, коллектив обеспечивает «полноценное функционирование и свободу творческого самоопределения каждого индивида, который представляет условия и средства для индивидуальной многообразной деятельности, основанной на интересе, формирует нравственный индивидуализм, личность коллективиста-иидивидуума» (181; 19). Еще раз возвращаясь к теме дружбы, коллективизма, интернационализма и гуманизма отметим действенность средств и методов народной педагогики в воспитании детей других национальностей, попавших в горские семьи волей обстоятельств. В 1918-ом году, когда война уже длилась пятый год, и на севере уже упрочилась Советская власть, на Кавказе ещё хозяйничали белые и метались,не находя пристанища, толпы беженцев. Бежали от голода, от разрухи, от бандитов, брели по дорогам, погибали от тифа. Батыр Патов первым привел в свой дом худого, измученного русского мальчика и сказал: «Теперь у нас есть сын, Уна, он не помнит своего имени, пусть будет Мусса». А через 2,5 года у Муссы появилась сестренка Лида, тоже русская, оборванная, голодная девочка бродила возле аула и Батыр удочерил её. А Ильяс Бжуиаев привез из Невинномыска русского мальчика, которого назвали Ибрагимом. С большим трудом выходили мальчика в семье Бжунаевых. И ещё один белокурый горец появился в ауле Бесленей в те трудные годы. Приняла его семья Темижевых и дали имя Амин. Все они выросли здесь, но числе детей не черкесских родителей из Ленинграда был Рамазан Магометович Адзинов, ставший черкесом, соблюдавшим все традиции и обычаи адыгов. Катя Иванова в Бесленее была названа Фатимат Абдурахимовой — Охтовой. Выйдя замуж, она стала Гуковой. Родила и воспитала шестерых детей и многих внуков. Строго соблюдает все черкесские традиции и обычаи Владимир Сагидович Цеев. Бывший до войны ленинградским мальчиком Владимиром Павловичем Ждановым. Черкесы Бесленея из Ленинграда подчеркнуто вежливы и обходительны со старшими. Таков и Мусса Якубович Агаржаноков. Его усыновили и воспитали малограмотные черкесы, не отличавшиеся особым достатком. Но несмотря ни на что решившие дать ему хорошее образование. Женившись на черкешенке, учитель математики и физики черкес из Ленинграда М.Я.Агаржаноков в Бесленее вырос и стал отцом пятерых детей. Старшая из них Зулета окончила Пятигорский государственный педагогический институт иностранных языков, вернулась в Бесленей и учила черкесских детей адыгскому, русскому, английскому и французскому языкам. У ленинградских детей из Бесленея с черкесскими семьями сложилась не только кровная, но и психологическая связь, которую уже невозможно расторгнуть и разорвать. И таких примеров можно привести много. Обобщая сказанное, приходим к выводу, что средства и методы народной педагогики весьма эффективны в воспитании совершенного человека независимо от национальности. Таким образом, можно констатировать, что стремление к общечеловеческим ценностям являются основой развития любого социума. Нравственной чертой народ считал бережливость к личной, семейной и общественной собственности. Особенно ярко это проявлялось в отношении к хлебу. «Хлеб — всему голова» — эта пословица имеется у каждого из горских народов. Народные мудрецы учили «не кидать в хлеб камнем», «не отдавать ветру поспевший урожай», «не играть с хлебом». Бережное и уважительное отношение к хлебу объяснялось тем, что это продукт труда многих и многих людей, а такой труд необходимо особо уважать, поэтому хлеб беречь надо как |