Проверяемый текст
Семенов, Курман Борисович; Этнопедагогика горской семьи - история, теория, практика (Диссертация, 2000)
[стр. 77]

людей, а такой труд необходимо особо уважать, поэтому хлеб беречь надо как святыню.
Не случайно хлеб из пекарни горянки носили, прижав его к груди, как младенца, завернув в чистое полотенце, на специальном деревянном подносе.
К нормам морали народ относил бережное отношение к человеку как наивысшей ценности в мире.
Эта нравственная норма раскрывалась с помощью понятий «честь» и «нравственное достоинство».
Честь одна из ведущих норм нравственности горцев.
Это означает, что народ высоко ценит достоинство человека, одобряет его гуманные идеалы и поведение.
Честь ставилась превыше всего.
Честь и нравственное достоинство в
карачаевской народной педагогике распространены на сферу поведения в обществе, семье, на отношения между мужчинами и женщинами.
Образцы борьбы с посягательством на честь и свободу народа показаны в нартском эпосе, народных сказках («Черный орел», «Волшебный конь»,
«Сюлемеи и злой карлик» и др.), глубоко раскрыты в пословицах, поговорках, благо пожеланиях, песнях.
Так в пословицах карачаевского народа говорится: «Намыс
болмагьан джерде насыб болмаз» («Там, где нет чести, нет и счастья»); «Намыс бла насыб къарнашла» («Честь и счастье братья»); «Ачхадан намыс багьады» («Честь дороже денег») [149, С.39].
Нравственное достоинство народ понимал как высокую самооценку человека, как осознание самого себя, заслуживающее положительной оценки у окружающих людей.
Эти мысли нашли отражение в пословицах и поговорках.
Карачаевцы говорят: «Атынг аманнга чыкъгьан эсе, джанынг тамагь-ынгдан чыкъсын» («Чем прослыть плохим человеком, лучше умереть»); «Иги иш тас
болмаз» («Хороший поступок не забудется»); «Адамгъа кюлюучю болсанъ, кесинг кюлкюлюк болурса» («Если будешь смеяться над людьми, сам смешным станешь») [149, С.42].
Многие этнографические материалы подчеркивают высокую оценку
карачаевцами такого нравственного качества, как уважение взрослых.
Так в 77
[стр. 111]

III святыню.
Не случайно хлеб из пекарни горянки носили, прижав его к груди, как младенца, завернув в чистое полотенце, на специальном деревянном подносе.
К нормам морали народ относил бережное отношение к человеку как наивысшей ценности в мире.
Эта нравственная норма раскрывалась с помощью понятий «честь» и «нравственное достоинство».
Честь — одна из ведущих норм нравственности горцев.
Это означает, что народ высоко ценит достоинство человека, одобряет его гуманные идеалы и поведение.
Честь ставилась превыше всего.
Честь и нравственное достоинство в
народной педагогике Северо-Западного Кавказа распространены на сферу поведения в обществе, семье, на отношения между мужчинами и женщинами.
Образцы борьбы с посягательством на честь и свободу народа показаны в нартском эпосе, народных сказках («Черный орел», «Волшебный конь»,
«Сюлемен и злой карлик» и др.), глубоко раскрыты в пословицах, поговорках, благопожеланиях, песнях.
Так в пословицах карачаевского народа говорится:«Намыс
болмагъан джерде насыб болмаз» (Там, где нет чести, нет и счастья); «Намыс бла насыб — къарнашла» (Честь и счастье — братья); «Ачхадан намыс багъады» (Честь дороже денег).
Абазинские пословицы гласят: «Намыс ъйаг!вну анасып пшвымап1, намыс ъаг1внам ана-сып сасыпЬ> (Где честь, там счастье — хозяин, где нет чести, там счастье — гость); «Уах!ба хвы йзучпарквын, уайц1бачвагъи хвы г1ау-зырчпахп1» (Если будешь уважать старшего, и младшие станут уважать тебя); «Пха эквым пхащара гъидырам» (У кого нет чести, у того нет и стыда).
Черкесский народ связывал честь с достойной жизнью и считал: «ЩыЬкГей нэхърэ к1уэдык1аф1э» (Лучше умереть достойно, чем жить без чести) (277;30,78,122,260,261).
Нравственное достоинство народ понимал как высокую самооценку человека, как осознание самого себя, заслуживающее положительной оценки у окружающих людей.
Эти мысли нашли отражение в пословицах и поговорках.
Карачаевцы говорят: «Атынг аманнга чыкъгьан эсе, джанынг тамагьынгдан чыкъсын» (Чем прослыть плохим человеком, лучше умереть); «Иги иш тас


[стр.,112]

112 болмаз» (Хороший поступок не забудется); «Адамгъа кюлюучю болсанъ, кесинг юолкюлюк болурса» (Если будешь смеяться над людьми, сам смешным станешь).
Вот как аналогичные мысли выражены в абазинском фольклоре: «Ухъа п1ат1у аквуымц1арквын, заджвгъи п1ат!у гьуыквиц1арым» (Если сам себя не уважаешь, никто не станет тебя уважать); «Хъац1ара злу йажва дгъайжъахуам» (Настоящий мужчина верен своему слову); «Утара утымц1ын» (Будь таким, какой ты есть).
В пословицах и поговорках черкесского народа утверждается: «Жъым и к1апэр щ1эм и напэщ» (Кто говорит открыто, у того совесть чиста); «Фащем я нэхъ дахэр — ук!ытэщ» (Лучшее одеяние — стыдливость); «Ук1ытэ зи1эм насып и1эщ» (Стыдливость — счастье) (277; 34,76,131,141,144,268,273).
Многие этнографические материалы подчеркивают высокую оценку
горцами такого нравственногравственногочества, как уважение взрослых.
Так в о* нравоучении середины XIX в.
говорится: «Уважение к старцам имеет у них свои наружные приличия: сын при отце и даже посторонний молодой человек в присутствии старшего, или уважаемых лиц по званию и достоинствам, не смеет сесть без особенного приглашения, и вступить в общий разговор, пока не обратятся к нему с вопросом» (383; 125).
Много пословиц, отражающих отношения младших к старшим, у абазинов: «Ах1ба дъаным — айи1багъи дгаъам» (Где нет старшего, гам нет и младшего), т.е.
нет этикета, уважения друг к другу; «Ах1ба хвы йзыуч-парквынухъахв духит1» (Уважая старшего, уважаешь себя); «Ах1бачва райгвауара акъыльсызрапЬ> (Грубость со старшими — признак отсутствия ума); «Ажвыч1в зыг1вну аунаг1ва пха г1внапЬ> (В доме, где живут старые люди, всегда присутствует этикет) (217; 66-67).
Народная педагогика придает важное значение формам выражения эмоций.
Как показали исследования И.
А.
Шорова, эти формы требуют сдержанности внешних проявлений.
Многочисленные материалы устного народного творчества, традиции воспитания и современная педагогическая

[Back]