Проверяемый текст
Семенов, Курман Борисович; Этнопедагогика горской семьи - история, теория, практика (Диссертация, 2000)
[стр. 78]

одном из нравоучении середины XIX в.
говорится: «Уважение к старцам имеет у них свои наружные приличия: сын при отце и даже посторонний молодой человек в присутствии старшего, или уважаемых лиц по званию и достоинствам, не смеет сесть без особенного приглашения, и вступить в общий разговор, пока не обратятся к нему с вопросом»
[178, С.125].
Народная педагогика важное значение придает формам выражения эмоций.
Как показали исследования И.
А.
Шорова, эти формы требуют сдержанности внешних проявлений.
Многочисленные материалы устного народного творчества, традиции воспитания и современная педагогическая
культура адыгов, карачаевцев и других горских народов Северного Кавказа свидетельствуют о том, что народная педагогика горцев считала одной из главных задач воспитания выработку у молодежи умения сдерживать свои желания и чувства, если они идут во вред ближним, обществу, причиняют боль, обиду, разочарование и неудобства у окружающих.
От молодежи требовалось умение сдерживать чувства, владеть собой, проявлять такт.
Вместе с тем народ осуждал бесчувственных людей
[200, С.162].
Одно из первых мест в содержании нравственного воспитания
занимало развитие у подростков, юношей мужского достоинства.
Суть его
карачаевцы видели в свободе, равенстве и независимости каждого.
Это означало, что мужчина не терпит унижения, притеснения и порабощения, от кого бы оно ни исходило.
В то же время он далек
от проявления зазнайства, зависти, чванства, тщеславия.
Считалось, что употребление бранных слов, нецензурных выражений унижает достоинство и того, кто их произносит, и того, кто их слышит.
Мужчина должен быть готов постоять за себя, за честь семьи, женщины, за родной народ.
Мужское достоинство
с необходимостью включало в себя верность слову.
Тот, кто нарушал данное им слово, терял дружбу и уважение окружающих.
Таких в народе называли бесстыдными, «не мужчинами».
Достоинство мужчины включало глубокое уважение к женщине.

78
[стр. 112]

112 болмаз» (Хороший поступок не забудется); «Адамгъа кюлюучю болсанъ, кесинг юолкюлюк болурса» (Если будешь смеяться над людьми, сам смешным станешь).
Вот как аналогичные мысли выражены в абазинском фольклоре: «Ухъа п1ат1у аквуымц1арквын, заджвгъи п1ат!у гьуыквиц1арым» (Если сам себя не уважаешь, никто не станет тебя уважать); «Хъац1ара злу йажва дгъайжъахуам» (Настоящий мужчина верен своему слову); «Утара утымц1ын» (Будь таким, какой ты есть).
В пословицах и поговорках черкесского народа утверждается: «Жъым и к1апэр щ1эм и напэщ» (Кто говорит открыто, у того совесть чиста); «Фащем я нэхъ дахэр — ук!ытэщ» (Лучшее одеяние — стыдливость); «Ук1ытэ зи1эм насып и1эщ» (Стыдливость — счастье) (277; 34,76,131,141,144,268,273).
Многие этнографические материалы подчеркивают высокую оценку горцами такого нравственногравственногочества, как уважение взрослых.
Так в о* нравоучении середины XIX в.
говорится: «Уважение к старцам имеет у них свои наружные приличия: сын при отце и даже посторонний молодой человек в присутствии старшего, или уважаемых лиц по званию и достоинствам, не смеет сесть без особенного приглашения, и вступить в общий разговор, пока не обратятся к нему с вопросом»
(383; 125).
Много пословиц, отражающих отношения младших к старшим, у абазинов: «Ах1ба дъаным — айи1багъи дгаъам» (Где нет старшего, гам нет и младшего), т.е.
нет этикета, уважения друг к другу; «Ах1ба хвы йзыуч-парквынухъахв духит1» (Уважая старшего, уважаешь себя); «Ах1бачва райгвауара акъыльсызрапЬ> (Грубость со старшими — признак отсутствия ума); «Ажвыч1в зыг1вну аунаг1ва пха г1внапЬ> (В доме, где живут старые люди, всегда присутствует этикет) (217; 66-67).
Народная педагогика придает важное значение формам выражения эмоций.
Как показали исследования И.
А.
Шорова, эти формы требуют сдержанности внешних проявлений.
Многочисленные материалы устного народного творчества, традиции воспитания и современная педагогическая


[стр.,113]

113 культура адыгов, карачаевцев и других горских народов Северного Кавказа свидетельствуют о том, что народная педагогика горцев считала одной из главных задач воспитания выработку у молодежи умения сдерживать свои желания и чувства, если они идут во вред ближним, обществу, причиняют боль, обиду, разочарование и неудобства окружающим.
От молодежи требовалось умение сдерживать чувства, владеть собой, проявлять такт.
Вместе с тем народ осуждал бесчувственных людей
(383; 190-191).
Одно из первых мест в содержании нравственного воспитания
в семье занимало развитие у подростков, юношей мужского достоинства.
Суть его
горцы видели в свободе, равенстве и независимости каждого.
Это означало, что мужчина не терпит унижения, притеснения и порабощения, от кого бы оно ни исходило.
В то же время он дал
далект проявления зазнайства, зависти, чванс тщеславия.
Считалось, что употребление бранных слов, нецензурных выражений унижает достоинство и того, кто их произносит, и того, кто их слышит.
Мужчина должен быть готов постоять за себя, за честь семьи, женщины, за родной народ.
Мужское достоинство
включало в себя верность слову.
Тот, кто нарушал данное им слово, терял дружбу и уважение окружающих.
Таких в народе называли бесстыдными, «не мужчинами».
Достоинство мужчины включало глубокое уважение к женщине.

Категорически не допускались пререкания с женщиной.
Следует особо отметить, что женская честь, наравне с мужским достоинством, означала признание обществом и каждым отдельным человеком ценности женщины как друга, жены, матери, одобрение ее действий, поведения, соответствующего интересам семьи, общества.
Особое внимание уделялось культивированию девственной чистоты, верности супружескому долгу.
Целомудренность свидетельствовала о высокой нравственности женщины, сохраняла ее доброе имя, вызывала глубокое уважение к ней.
Семья постепенно готовила девушку к правильному пониманию ею высокой роли жены, матери.

[Back]