Категорически не допускались пререкания с женщиной. Следует особо отметить, что женская честь, наравне с мужским достоинством, означала признание обществом и каждым отдельным человеком ценности женщины как друга, жены, матери, одобрение ее действий, поведения, соответствующего интересам семьи, общества. Особое внимание уделялось культивированию девственной чистоты, верности супружескому долгу. Целомудренность свидетельствовала о высокой нравственности женщины, сохраняла ее доброе имя, вызывала глубокое уважение к ней. Семья постепенно готовила девушку к правильному пониманию ею высокой роли жены, матери. В содержание нравственного воспитания семья включала усвоение детьми, молодежью форм приветствия людей в различных жизненных ситуациях: на работе, в общественных местах, гостях, при встрече со знакомыми и незнакомыми, старшими и младшими, женщинами и девочками, поздравления на свадьбах, в торжественных случаях, выражения соболезнования по случаю смерти родственников, близких людей, при несчастных случаях и т.п. Правила поведения и общения горцев основывались на одном из основных принципов морали уважении человека. Содержание нравственного воспитания подрастающего поколения нашло отражение также в правилах «дорожного этикета» карачаевцев. Вот важнейшие из этих правил, сохранившиеся в устном народном творчестве: будь умерен в еде; будь находчив, смел в требующих решительности ситуациях; контактируй с рядом идущим сообразно с их полом, возрастом, по признакам родства; ни в коем случае не теряй чувства собственного достоинства; почитай старшего, уважай младшего, оберегай женщину, ежеминутно заботься о слабых и старых, о детях и женщинах; знай свое место и свою роль и чувствуй себя равноправным и уважаемым в обществе других, таковыми считай и других, будь корректен со всеми и др [173, С.218]. «Дорожный этикет» с полным основанием можно считать фундаментом |
113 культура адыгов, карачаевцев и других горских народов Северного Кавказа свидетельствуют о том, что народная педагогика горцев считала одной из главных задач воспитания выработку у молодежи умения сдерживать свои желания и чувства, если они идут во вред ближним, обществу, причиняют боль, обиду, разочарование и неудобства окружающим. От молодежи требовалось умение сдерживать чувства, владеть собой, проявлять такт. Вместе с тем народ осуждал бесчувственных людей (383; 190-191). Одно из первых мест в содержании нравственного воспитания в семье занимало развитие у подростков, юношей мужского достоинства. Суть его горцы видели в свободе, равенстве и независимости каждого. Это означало, что мужчина не терпит унижения, притеснения и порабощения, от кого бы оно ни исходило. В то же время он дал далект проявления зазнайства, зависти, чванс тщеславия. Считалось, что употребление бранных слов, нецензурных выражений унижает достоинство и того, кто их произносит, и того, кто их слышит. Мужчина должен быть готов постоять за себя, за честь семьи, женщины, за родной народ. Мужское достоинство включало в себя верность слову. Тот, кто нарушал данное им слово, терял дружбу и уважение окружающих. Таких в народе называли бесстыдными, «не мужчинами». Достоинство мужчины включало глубокое уважение к женщине. Категорически не допускались пререкания с женщиной. Следует особо отметить, что женская честь, наравне с мужским достоинством, означала признание обществом и каждым отдельным человеком ценности женщины как друга, жены, матери, одобрение ее действий, поведения, соответствующего интересам семьи, общества. Особое внимание уделялось культивированию девственной чистоты, верности супружескому долгу. Целомудренность свидетельствовала о высокой нравственности женщины, сохраняла ее доброе имя, вызывала глубокое уважение к ней. Семья постепенно готовила девушку к правильному пониманию ею высокой роли жены, матери. П4 В содержание нравственного воспитания семья включала усвоение детьми, молодежью форм приветствия людей в различных жизненных ситуациях: на работе, в общественных местах, гостях, при встрече со знакомыми и незнакомыми, старшими и младшими, женщинами и девочками, поздравления на свадьбах, в торжественных случаях, выражения соболезнования по случаю смерти родственников, близких людей, при несчастных случаях и т.п. Правила поведения и общения горцев основывались на одном из основных принципов морали — уважении человека. Содержание нравственного воспитания подрастающего поколения нашло отражение также в правилах «дорожного этикета» адыгов, балкарцев и карачаевцев. Вот важнейшие из этих правил, сохранившиеся в устном народном творчестве: будь умерен в еде; будь находчив, смел в требующих решительности ситуациях; контактируй с рядом идущим сообразно с их полом, возрастом, по признакам родства; ни в коем случае не теряй чувства собственного достоинства; почитай старшего, уважай младшего, оберегай женщину, ежеминутно заботься о слабых и старых, о детях и женщинах; знай свое место и свою роль и чувствуй себя равноправным и уважаемым в обществе других, таковыми считай и других, будь корректен со всеми и др. (294; 17), «Дорожный этикет», как моральный кодекс горцев, с полным основанием можно считать фундаментом содержания нравственного воспитания молодежи в народной педагогике. Это проверенная опытом многих поколений система норм поведения человека вне дома. Знание «дорожного этикета» рассматривалось в качестве критерия воспитанности члена общества. Нормы и требования этого этикета были тесно связаны с нормами поведения дома, в семье. Таким образом, карачаево-балкарский фольклор воплощал в себе целостную и гармоничную систему нравственных норм и требований, характеризовавших нравственно-этический облик народа. В содержание нравственного воспитания молодежи народ включал выработку у нее уважительного отношения к женщине. Воспитание такого |