Проверяемый текст
Семенов, Курман Борисович; Этнопедагогика горской семьи - история, теория, практика (Диссертация, 2000)
[стр. 80]

содержания нравственного воспитания молодежи в карачаевской народной педагогике.
Это проверенная опытом многих поколений система норм поведения человека вне дома.
Знание «дорожного этикета» рассматривалось в качестве критерия воспитанности члена общества.
Нормы и требования этого этикета были тесно связаны с нормами поведения.

Таким образом, карачаевский фольклор воплощал в себе целостную и гармоничную систему нравственных норм и требований, характеризовавших нравственно-этический облик народа.
В содержание нравственного воспитания молодежи народ включал выработку у нее уважительного отношения к женщине.
Воспитание такого
качества играло большую роль в подготовке молодежи к самостоятельной жизни.
Требование уважения к женщине впитывалось с молоком матери, пронизывало психологию каждой семьи.

У карачаевцев сложились обычаи, способствовавшие развитию гуманного отношения к женщине, что в свою очередь обусловливало воспитание гуманизма у молодежи.
В числе этих обычаев следующее: всякий проходящий мужчина должен помочь женщине, выполняющей тяжелую физическую работу; недопустимость брани в присутствии женщины (это считалось позором); допустимость появления женщины в обществе с открытым лицом; мужчины встают при появлении женщины; женщины могут свободно, за руку здороваться с мужчиной, присутствовать на собраниях, выступать там; девушки свободно допускаются на все праздники; оскорбивший женщину подвергается всеобщему презрению
[202, С.28].
Многие исследователи показали, что женщина у адыгов, карачаевцев,
бачкарцев по сравнению с другими мусульманскими обществами находились в условиях своего времени в привилегированном положении.
Уважение к жене, женщине конкретно проявлялось в требованиях к мужчине помогать женщине,
но возможности выполнять ее просьбы, оберегать и почтительно с ней обращаться.
Имела место определенная свобода женщин, девушек в общении с
[стр. 114]

П4 В содержание нравственного воспитания семья включала усвоение детьми, молодежью форм приветствия людей в различных жизненных ситуациях: на работе, в общественных местах, гостях, при встрече со знакомыми и незнакомыми, старшими и младшими, женщинами и девочками, поздравления на свадьбах, в торжественных случаях, выражения соболезнования по случаю смерти родственников, близких людей, при несчастных случаях и т.п.
Правила поведения и общения горцев основывались на одном из основных принципов морали — уважении человека.
Содержание нравственного воспитания подрастающего поколения нашло отражение также в правилах «дорожного этикета» адыгов, балкарцев и карачаевцев.
Вот важнейшие из этих правил, сохранившиеся в устном народном творчестве: будь умерен в еде; будь находчив, смел в требующих решительности ситуациях; контактируй с рядом идущим сообразно с их полом, возрастом, по признакам родства; ни в коем случае не теряй чувства собственного достоинства; почитай старшего, уважай младшего, оберегай женщину, ежеминутно заботься о слабых и старых, о детях и женщинах; знай свое место и свою роль и чувствуй себя равноправным и уважаемым в обществе других, таковыми считай и других, будь корректен со всеми и др.
(294; 17), «Дорожный этикет», как моральный кодекс горцев, с полным основанием можно считать фундаментом содержания нравственного воспитания молодежи в народной педагогике.
Это проверенная опытом многих поколений система норм поведения человека вне дома.
Знание «дорожного этикета» рассматривалось в качестве критерия воспитанности члена общества.
Нормы и требования этого этикета были тесно связаны с нормами поведения
дома, в семье.
Таким образом, карачаево-балкарский фольклор воплощал в себе целостную и гармоничную систему нравственных норм и требований, характеризовавших нравственно-этический облик народа.
В содержание нравственного воспитания молодежи народ включал выработку у нее уважительного отношения к женщине.
Воспитание такого


[стр.,115]

115 качества играло большую роль в подготовке молодежи к самостоятельной жизни.
Требование уважения к женщине впитывалось с молоком матери, пронизывало психологию каждой семьи.

По данным исследователя начала XX в.
Н.
Ф.
Дубровина, у народов Северо-Западного Кавказа прочно сложились обычаи, способствовавшие развитию гуманного отношения к женщине, что в свою очередь обусловливало воспитание гуманизма у молодежи.
В числе этих обычаев следующее: всякий проходящий мужчина должен помочь женщине, выполняющей тяжелую физическую работу; недопустимость брани в присутствии женщины (это считалось позором); -допустимость появления женщины в обществе с открытым лицом; мужчины встают при появлении женщины; женщины могут свободно, за руку здороваться с мужчиной, присутствовать на собраниях, выступать там; -девуш ки свободно допускаются на все праздники; -оскорбивш ий женщину подвергается всеобщему презрению
(106; 71-72).
Большинство наблюдателей прошлого века подчеркивало, что женщина у адыгов, балкарцев и карачаевцев не гак принижена, как у других народов Востока.
В частности, русский академик Г.
Ю.
Клапрот считал, что адыгейские женщины менее «ограничены», чем женщины у «других азиатов».
Генераллейтенант русской службы И.
Ф.
Бларамберг обратил внимание на то, что женщины-горянки находятся в меньшем «заточении».
Многие исследователи показали, что женщина у адыгов, карачаевцев,
балкарцев по сравнению с другими мусульманскими обществами находились в условиях своего времени в привилегированном положении.
Уважение к жене, женщине конкретно проявлялось в требованиях к мужчине помогать женщине,
по возможности выполнять ее просьбы, оберегать и почтительно с ней обращаться.
Имела место определенная свобода женщин, девушек в общении с
мужчинами.
В своем поведении замужняя женщина была намного скованней девушки.
Она не

[Back]