Проверяемый текст
Семенов, Курман Борисович; Этнопедагогика горской семьи - история, теория, практика (Диссертация, 2000)
[стр. 82]

мужчины, в том числе и престарелые, вставали.
Отходя от женщины, мужчины поворачивались налево, чтобы она оставалась справа на более почетной стороне.
Идя с женщиной, они также держались слева.
Правда, если этой женщиной была собственная жена, то мужчина шел справа, подчеркивая этим свое превосходство.
Более почетная правая сторона отводилась женщинам и в тех танцах, в которых участвовали как мужчины, так и женщины.
Всадник, поравнявшись с женщиной, спешивался.
Однако у
карачаевцев отношение к женщине предусматривало проявление и с ее стороны уважения мужчине.
Так, женщина при виде мужчины должна была подняться.

Встретив мужчину, женщины должны были остановиться лицом к нему и, только пропустив его, продолжать свой путь.
Пересекать дорогу мужчинам или обгонят их женщинам не полагалось
[202, С.118].
Избегание между супругами при старших включало в себя также ряд других требований: не показываться вместе, не вступать в разговор, не проявлять друг о друге видимую заботу.
Напомнить мужчине, что он женат, справиться у него о здоровье жены означало обиду.
Едва ли не еще строже было избегание между женщиной и старшей родней мужа, в особенности мужчинами в летах отцом, дедом, старшим из братьев, дядей.
При старших родственниках или соседях женщины (как, впрочем, и мужчины), в особенности первое время, старались не показывать, что они имеют какое-нибудь касательство к своим детям.
Со своей стороны, мужчина избегал старших родственников жены, хотя не так долго и тщательно, как жена избегала его старших родственников.
Почти все обычаи избегания предполагали запрещение произносить настоящие имена избегаемых лиц.
Устное народное творчество ярко и убедительно раскрывает
отрицательные черты, осуждает человеческие пороки.
Так, заклеймены позором те, кто жаден и лжив.

Семья стремилась предупреждать проявление отрицательного в поведении детей.
[стр. 117]

117 стороне.
Идя с женщиной, они также держались слева.
Правда, если этой женщиной была собственная жена, то мужчина шел справа, подчеркивая этим свое превосходство.
Более почетная правая сторона отводилась женщинам и в тех танцах, в которых участвовали как мужчины, так и женщины.
Всадник, поравнявшись с женщиной, спешивался.
Однако у
горских народов Северного Кавказа отношение к женщине предусматривало проявление и с ее стороны уважения мужчине.
Так, женщина при виде мужчины должна была подняться.

«Вставать при появлении мужчины в комнате — знак уважения, который самая высокородная дама должна отдавать самому низкопоставленному батраку в Черкесии», — писал привыкший к европейским порядкам Дж.
Лонгворд.
Почти то же самое говорил об этом Хан-Гирей: «Когда войдет в дом мужчина, какого бы он ни был звания и состояния, то женщина встает с места, хотя бы даже вошедший был ее крепостной человек.
Встретив мужчину, женщины должны были остановиться лицом к нему и, только пропустив его, продолжать свой путь.
Пересекать дорогу мужчинам или обгонять их женщинам не полагалось
(190;574).
Избегание между супругами при старших включало в себя также ряд других требований: не показываться вместе, не вступать в разговор, не проявлять друг о друге видимую заботу.
Напомнить мужчине, что он женат, справиться у него о здоровье жены означало обиду.
Едва ли не еще строже было избегание между женщиной и старшей родней мужа, в особенности мужчинами в летах — отцом, дедом, старшим из братьев, дядей.
При старших родственниках или соседях женщины (как, впрочем, и мужчины), в особенности первое время, старались не показывать, что они имеют какоенибудь касательство к своим детям.
Со своей стороны, мужчина избегал старших родственников жены, хотя не так долго и тщательно, как жена избегала его старших родственников.
Почти все обычаи избегания предполагали запрещение произносить настоящие имена избегаемых лиц.
Устное народное творчество ярко и убедительно раскрывает


[стр.,118]

отрицательные черты, осуждает человеческие пороки.
Так, заклеймены позором те, кто жаден и лжив.

Поговорки и пословицы абазинов гласят: «Апсынамхъа апсы йпыц ыц1ыхит1» (Жадный и у покойника зуб вырвет); «Апсынамхъа уыца дахъаумырпшын» (Не давай жадному заглядывать в свой закром); «Амц ащап1ы гьбагъьам» (У лжи ноги некрепки); «Амц щап1ы ац1аргылуачвап1» (Ко лжи трудно приставить ноги) (217; 65).
Семья стремилась предупреждать проявление отрицательного в поведении детей.

Говоря о нравственности народов Северо-Западного Кавказа, следует подчеркнуть ее такую черту, как трезвость.
Пьянство всегда считалось безнравственным.
Оно осуждалось общественным мнением, религиозными нормами, считалось предосудительным проступком.
Пьяный рисковал потерять авторитет на многие годы, с ним переставали общаться.
Он терял главное — уважение старших, связь с обществом, подвергался изоляции от других людей.
В народной педагогике к задачам нравственного воспитания отнесено воспитание у подрастающего поколения способности к пониманию самого большого человеческого горя — смерти.
Без правильного этического понимания сущности смерти и отношения к ней народ не мыслил постижения жизни.
Детям, молодежи в процессе повседневного общения родители внушали мысль о том, что умирает человек, но человечество бессмертно.
Однако смерть каждого отдельного человека — неотвратимое горе.
Она порождает у родных, близких чувство невыносимой боли.
Постигшая смерть вызывает у живых непримиримость к ней, отрицание ее и стремление утверждать жизнь, радость бытия, созидательного труда, повышает ответственность людей за свою жизнь, за жизнь окружающих, близких, дорог их.
Воспитывая у детей, молодежи такое отношение к смерти, родители, старшие члены семьи стремились вырабатывать у них духовную и нравственную готовность к переживанию этого величайшего горя.
Они направляли их волю и эмоции на развитие умения дорожить жизнью, на укрепление веры во всепобеждающую силу жизни.
В песнях, загадках, пословицах и поговорках нашли широкое отражение

[Back]