ГЛАВА II. Н РАВСТВЕНН ОЕ ВО СП И ТА Н И Е В ТРА ДИ Ц И О Н Н Ы Х П ЕДА ГО ГИ ЧЕСКИ Х КУ Л ЬТУ РА Х РУ С С К О ГО И КА РА ЧА ЕВСКО ГО НАРОДОВ 2.1 Средства и методы нравственного воспитания русского народа Основной ячейкой русского общества является группа. Существуют различные концепции и критерии определения группы. При этом важна не столько структура группы и результат ее деятельности, сколько сам процесс группового действия, которому присущи разделение труда и гибкаякоординация. Оно ориентировано на поведение людей. В странах запада во главу угла ставится личность с ее эгоистическими устремлениями, в России наиболее важными считаются интересы группы. Хотя группе отчасти нивелирует личностные качества, в то же время она дает возможность индивиду реализоваться в своих рамках, В первом случае подчеркивается важность личности, «я», личной независимости. Во втором соблюдается норма отношений. Народ уделял особое внимание процессу воспитания и интеграции подрастающего поколения в общество, в различные типы социальных групп (семью, трудовой коллектив, общину) посредством организации его жизнедеятельности с целью усвоения культурных, социальных ценностей и норм, а также приобретения опыта, который необходим для исполнения социальных ролей. Этот процесс мыслился как развитие чувства гражданского долга, желания трудиться на благо семьи и общества, как подготовка детей и молодежи к выполнению социальных ролей в трудовом коллективе, семье, общине, как выработка умения взаимодействовать с окружающими, работать сообща, сотрудничать, направлять свои силы на достижение общих целей, вносить в совместный труд инициативу, творчество, смекалку, сноровку. 94 |
ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В ТРАДИЦИОННЫХ КУЛЬТУРАХ РУССКОГО И АДЫГСКОГО НАРОДОВ 2.1 Средства и методы семейной педагогики русского народа Основной ячейкой русского общества является группа. Существуют различные концепции и критерии определения группы. Так, согласно динамической концепции группы «...индивиды рассматриваются не столько как члены той или иной организации, сколько как активные участники какого-то рода действия». При этом важна не столько структура группы и результат ее деятельности, сколько сам процесс группового действия, которому присущи разделение труда и гибкая-коордииация. Оно ориентировано на поведение людей. В странах запада во главу угла ставится личность с ее эгоистическими устремлениями, в России наиболее важными считаются интересы группы. Хотя группа отчасти нивелирует личностные качества, в то же время она дает возможность индивиду реализоваться в своих рамках. В первом случае подчеркивается важность личности, «я», личной независимости. Во втором соблюдается норма отношений. Народ уделял особое внимание процессу воспитания и интеграции подрастающего поколения в общество, в различные типы социальных групп (семью, трудовой коллектив, общину) посредством организации его жизнедеятельности с целью усвоения культурных, социальных ценностей и норм, а также приобретения опыта, который необходим для исполнения социальных ролей. Этот процесс мыслился как развитие чувства гражданского долга, желания трудиться на благо семьи и общества, как подготовка детей и молодежи к выполнению социальных ролей в трудовом коллективе, семье, 105 общине, как выработка умения взаимодействовать с окружающими, работать сообща, сотрудничать, направлять свои силы на достижение общих целей, вносить в совместный труд инициативу, творчество, смекалку, сноровку. Вместе с тем народ использовал стремление детей, молодежи к самовоспитанию и саморазвитию как в условиях семьи, так и трудовых объединений. Средствами такого воспитания и последующей социализации являлись организуемое семьей и обществом приобщение к народной культуре, общечеловеческим ценностям, общение, самовоспитание, участие в совместном труде со взрослыми. Социализация личности включала подготовку молодежи к овладению ролями мужа (жены), к созданию прочной семьи, выработку гражданской позиции. Успех социализации связывался со способностью личности формировать и отстаивать собственную позицию, реализовывать свои способности, добиваться признания трудового объединения, общины[100, С.98]. Анализ опыта и народных традиций воспитания свидетельствует о том, что все этнические группы уделяли внимание процессу воспитания и вхождения подрастающего поколения в общество. Однако экономическое и политическое устройство, нравы, религиозные взгляды обусловливали интеграцию молодежи в общество в рамках отдельного этноса, социальной группы. Так, условия жизни русских крестьян были далеко не одинаковы ни по отношению к собственности, ни по месту в иерархии социальных слоев общества. Исследования В.Д. Семенова показывают, что социально-национальные типы людей, представленные народной педагогикой, включали крестьян, солдат, ремесленников, впоследствии купцов и промышленников. Самый многочисленный в аграрной России социальный тип «крестьянин» был неоднородным по своему составу и был представлен несколькими подтипами. Во-первых, это были землепашцы, люди труда, хозяева своей семьи и уважаемые в «миру». Они редко встречались напрямую с господами, работая на полях, в лесах, на оброке и т. д., подчиняясь управляющим и законам общины, 106 |