Совершенно иное социальное деление было среди крестьян Севера, Сибири, не знавших крепостного права. В такой разнородной среде средства воспитания и социализации были разными[171, С.218]. Воспитание происходило преимущественно стихийно, однако народ стремился сделать процесс вхождения молодежи в общество управляемым, целенаправленным. Особая роль отводилась семье, где вырабатывались первые коллективные трудовые навыки. Пример и авторитет родителей способствовали осознанию ребенком необходимости труда не только на благо семьи, но и во имя общественных интересов. В семье впервые дети осознавали свою сословную принадлежность, становились членами той или иной детской группы, а затем молодежного коллектива, артели, подчинялись установленным в них правилам, обычаям, законам. В детские годы на неосознанном уровне воспитание осуществлялась с помощью усвоения родного языка как основы общения. Трудно не согласиться с К.Д. Ушинским, называвшим родной язык «величайшим народным наставником, учившим народ тогда, когда не было еще ни книг, ни школ, и продолжающим учить его до конца народной истории» [190, С.245]. И.А. Шоров показал, что социальный опыт не передается человеку по наследству, а становится достоянием личности в результате приобщения через старшее поколение к достижениям материальной и духовной культуры, к формам сознания, выработанным человечеством, языку[200, С. 143]. Свое познание мира ребенок начинает с изучения родного языка, народной поэзии. Используя произведения детского фольклора, народ стремился пробуждать интерес к труду на благо семьи и общества с малых лет. Для этого он вкладывал в пестушки, потешки, прибаутки элементы, относившиеся к содержанию труда. Так, когда ребенок учился ходить, ему говорили: «Ножки, ножки, Куда вы бежите? В лесок по мошок, Избушку мастерить, Чтоб не холодно жить». Движениями детских ручек изображали растягивание холста и |
обуславливали интеграцию молодежи в общество в рамках отдельного этноса, социальной группы. Так, условия жизни русских крестьян были далеко не одинаковы ни по отношению к собственности, ни по месту в иерархии социальных слоев общества. Исследования В.Д.Семснова показывают, что социально-национальные типы людей, представленные народной педагогикой, включали крестьян, солдат, ремесленников, впоследствии купцов и промышленников. Самый многочисленный в аграрной России социальный тип "крестьянин" был неоднородным по своему составу и был представлен несколькими подтипами. Во-первых, это были землепашцы, люди труда, хозяева своей семьи и уважаемые в "миру". Они редко встречались напрямую с господами, работая на полях, в лесах, на оброке и т. д., подчиняясь управляющим и законам общины, "миру". Вовторых, дворовые (социальный тип "лакей", "дворовой"), которых в усадьбах было довольно много, особенно девушек и женщин. Они были совершенно бесправны и презираемы в равной степени и "верхом", и "низом". Совершенно иное социальное деление было среди крестьян Севера, Сибири, не знавших крепостного права. В такой разнородной среде средства воспитания и социализации были разными*. Социализация происходила преимущественно стихийно, однако народ стремился сделать процесс вхождения молодежи в общество управляемым, целенаправленным. Особая роль отводилась семье, где вырабатывались первые коллективные трудовые навыки. Пример и авторитет родителей способствовали осознанию ребенком необходимости труда не только на благо семьи, но и во имя общественных интересов. В семье впервые дети осознавали свою сословную принадлежность, становились членами той или иной детской группы, а затем молодежного коллектива, артели, подчинялись установленным в них правилам, обычаям, законам. В детские годы на неосознанном уровне социализация осуществлялась с помощью усвоения 133 1См.: Семенов В.Д . Социальная педагогика. Екатеринбург, 1995, с. 15-17. родного языка как основы общения. Трудно не согласиться с К.Д.Ушинским, называвшим родной язык "величайшим народным наставником, учившим народ тогда, когда не было еще ни книг, ни школ, и продолжающим учить его до конца народной истории"1 . Современный исследователь И.А.Шоров показал, что социальный опыт не передается человеку по наследству, а становится достоянием личности в результате приобщения через старшее поколение к достижениям материальной и духовной культуры, к формам сознания, выработанным человечеством, языку2 . Свое познание мира ребенок начинает с изучения родного языка, народной поэзии. Склоняясь над колыбелью, крестьянка пела сыну о том, что "когда солнышко взойдет, роса наземь упадет, тогда Коспошка встает, на работушку пойдет"3 . Используя произведения детского фольклора, народ стремился пробуждать интерес к труду на благо семьи и общества с малых лет. Для этого он вкладывал в пестушки, потешки, прибаутки элементы, относившиеся к содержанию труда. Так, когда ребенок учился ходить, ему говорили: "Ножки, ножки, Куда вы бежите? В лесок по мошок, Избушку мшить, Чтоб не холодно жить"4 Движениями детских ручек изображали растягивание холста и приговаривали: "Тяни холсты На рубашечку, На столешничек"5 . 1См.: Ушинский К.Д. Полное слово / Пед. соч. в 6 т. М.: Педагогика, 1988, т.2, с. I 10. 2 См.: Шоров И.А. Адыгская (черкесская) народная педагогика. Майкоп, 1999, с.45. 1См.: Русский фольклор. Сост. и примеч. В.Аникина. М., 1985, с.5. 4См.: Русский фольклор. Сост. и примеч. В.Аникина. М., 1985, с.9. * См.: Русский фольклор. Сост. и примеч. В.Аникина. М., 1985, с.9. 134 |