Проверяемый текст
Андреева, Людмила Геннадьевна; Трудовое воспитание в русской народной педагогике (Диссертация 2001)
[стр. 97]

приговаривали: «Тяни холсты На рубашечку, На столешничек» [164, С.76].
Педагогическая значимость этих и подобных им произведений народного творчества заключалась, прежде всего в том, что труд изображался не как абстрактное явление, а имел целевое назначение: забота о тепле в доме, или для того чтобы получилась рубашка или скатерть, нужно подготовить определенным образом холст.
С помощью родного языка решались и реализовывались задачи приобщения детей к опыту нравственных отношений в семье и обществе, развивалось их нравственное сознание.
Язык способствовал передаче детям знаний о моральных ценностях, формировал одобряемые народом представления, понятия, суждения, способствовал их самовоспитанию.

Семья и община влияли на содержание общения, организовывали его таким образом, чтобы
воспитание и интеграция подрастающего поколения в общество происходила постепенно и целенаправленно, с учетом иола, возраста, способностей и задатков воспитуемых.
Исследования Т.А.Бернштам, Г.С.Виноградова, Б.Я.
Рыбакова, А.П.
Щапова, В.Д.
Семенова и других показывают, что народ очерчивал круг социальных норм, правил, трудовых обязанностей для каждой возрастной группы.
Так, дети до 5-7-летнего возраста были объектом внимания и забот всех домочадцев.
Ритуальные действия и обряды, связанные с этим возрастным периодом, направлялись в первую очередь на проектирование трудового будущего, на ознакомление ребенка с тем, что ожидают от него семья и общество.
Наглядным подтверждением этого является анализ родильнокрестильных обрядов крестьян.
Социально-половая ориентация на труд начиналась с момента рождения человека, а первым этапом вхождения в социальную общность людей в Православной Руси был обряд крещения.
Возле новорожденного мальчика помещали какой-либо инструмент, чтобы он рос
[стр. 135]

Педагогическая значимость этих и подобных им произведений народного творчества заключалась прежде всего в том, что труд изображался не как абстрактное явление, а имел целевое назначение: забота о тепле в доме, или для того чтобы получилась рубашка или скатерть, нужно подготовить определенным образом холст.
С .помощью родного языка решались и реализовывались задачи приобщения детей к опыту нравственных отношений в семье и обществе, развивалось их нравственное сознание.
Язык способствовал передаче детям знаний о моральных ценностях, формировал одобряемые народом представления, понятия, суждения, способствовал их самовоспитанию.

Общение в семье даже на неосознанном уровне выступало весьма действенным средством социализации.
Наблюдения историка и этнографа М.М.Громыко1 показывают, что крестьянская семья имела немало особенностей.
Прежде всего, это был коллектив совместно хозяйствующих людей, и эта черта многое определяла в семейных отношениях.
Во главе семьи стоял один человек большак.
Его положение как главы в нравственном, хозяйственном и даже административном отношении признавали все члены семьи, общины и даже власть.
Из таких глав каждой семьи, а следовательно, и хозяйственного двора, состояла сходка общины.
Большаком, как правило, становился самый старший мужчина в семье, он мог передавать свои права другим.
Повсеместно было принято, что большак управлял всем хозяйством, отвечал за благосостояние семьи.
В семье он решал вопросы купли и продажи, ухода на заработки, распределения работ ..
Разумный глава хозяйства обычно советовался по существенным вопросам со всей семьей или с кем-нибудь из старших.
По крестьянским представлениям, большак имел право отругать и наказать за леность, хозяйственные упущения или нравственные проступки.
Его распоряжения подлежали неукоснительному исполнению.
Отца, главу семьи часто называли по имени135 •См.: Громыко М .М .
Мир русской деревни.
М., 1991, с.171.


[стр.,139]

благотворительность, зрели на основе новых впечатлений представления о социальных противоречиях, звучали назидания молодым.
Семья и община влияли на содержание общения, организовывали его таким образом, чтобы
интеграция подрастающего поколения в общество происходила постепенно и целенаправленно, с учетом пола, возраста, способностей и задатков воспитусмых.
Исследования Т.А.Бернштам, Г.С.Виноградова, Б.Я.Рыбакова, А.П.Щапова, В.Д.Семенова и других показывают, что народ очерчивал круг социальных норм, правил, трудовых обязанностей для каждой возрастной группы.
Так, дети до 5-7-летнего возраста были объектом внимания и забот всех домочадцев.
Ритуальные действия и обряды, связанные с этим возрастным периодом, направлялись в первую очередь на проектирование трудового будущего, на ознакомление ребенка с тем, что ожидают от него семья и общество.
Наглядным подтверждением этого является анализ родильно-крестильных обрядов крестьян.
Социально-половая ориентация на труд начиналась с момента рождения человека, а первым этапом вхождения в социальную общность людей в Православной Руси был обряд крещения.
Возле новорожденного мальчика помещали какой-либо инструмент, чтобы он рос
умельцем, а возле девочки пучки льна (аналогичные ритуалы проводились в семьях многих народов мира, различия обуславливались лишь особенностями труда и быта, формами производственной деятельности).
В русских деревнях с новорожденным совершалось множество обрядов: его клали на шубу, чтобы жизнь была богатой; относили в курятник, чтобы вставал рано, с петухами.
Крестьяне считали, что подобные действия положительно влияют на характер, трудовые качества, дальнейшую судьбу ребенка.
Малыша старались как можно быстрее окрестить, дать ему имя.
Традиционно выбор имени носил характер таинства.
У древних славян имянаречение было направлено на приобщение к трудовому занятию, детей называли в честь явлений природы с целью задабривания высших сил, 139

[Back]