умельцем, а возле девочки пучки льна (аналогичные ритуалы проводились в семьях многих народов мира, различия обусловливались лишь особенностями труда и быта, формами производственной деятельности) [155, С.112]. В русских деревнях с новорожденным совершалось множество обрядов: его клали на шубу, чтобы жизнь была богатой; относили в курятник, чтобы вставал рано, с петухами. Крестьяне считали, что подобные действия положительно влияют на характер, трудовые качества, дальнейшую судьбу ребенка. Малыша старались как можно быстрее окрестить, дать ему имя. Традиционно выбор имени носил характер таинства. У древних славян имя наречение было направлено на приобщение к трудовому занятию, детей называли в честь явлений природы с целью задабривания высших сил, «беспрепятственного» вхождения новорожденного в социально-трудовую жизнь рода. Православная церковь использовала имена греческих и римских святых, изначально чуждых и непонятных народу. Поэтому в крестьянских семьях укоренился обычай давать сыну-первенцу имя деда с отцовской стороны, второму сыну имя деда с материнской стороны, а третьему имя отца. Такого же порядка, но уже по материнской линии, придерживались при наречении девочек. Этот обычай символизировал связь поколений, трудовую преемственность отцов и детей, укреплял семейный коллектив[141, С .118]. Предпочтение в крестьянской семье отдавалось рождению сына: «Мальчик родится на подмогу, девочка на забаву»; «Сын домашний гость, а дочь в люди пойдет»; «Дочь чужое сокровище. Холь да корми, учи да стереги, да в люди отдай»; «Сына корми себе пригодится; дочь корми людям снадобится». Если первый ребенок был мальчик это предвещало богатую и зажиточную жизнь. По народным меркам в семье должно быть не меньше трех сыновей: «Один сын не сын, два не кормильцы»; «Один сын не сын, два сына полсына, три сына сын» [52, С.18]. Проведенный нами анализ традиций русского народа, направленных на 98 |
благотворительность, зрели на основе новых впечатлений представления о социальных противоречиях, звучали назидания молодым. Семья и община влияли на содержание общения, организовывали его таким образом, чтобы интеграция подрастающего поколения в общество происходила постепенно и целенаправленно, с учетом пола, возраста, способностей и задатков воспитусмых. Исследования Т.А.Бернштам, Г.С.Виноградова, Б.Я.Рыбакова, А.П.Щапова, В.Д.Семенова и других показывают, что народ очерчивал круг социальных норм, правил, трудовых обязанностей для каждой возрастной группы. Так, дети до 5-7-летнего возраста были объектом внимания и забот всех домочадцев. Ритуальные действия и обряды, связанные с этим возрастным периодом, направлялись в первую очередь на проектирование трудового будущего, на ознакомление ребенка с тем, что ожидают от него семья и общество. Наглядным подтверждением этого является анализ родильно-крестильных обрядов крестьян. Социально-половая ориентация на труд начиналась с момента рождения человека, а первым этапом вхождения в социальную общность людей в Православной Руси был обряд крещения. Возле новорожденного мальчика помещали какой-либо инструмент, чтобы он рос умельцем, а возле девочки пучки льна (аналогичные ритуалы проводились в семьях многих народов мира, различия обуславливались лишь особенностями труда и быта, формами производственной деятельности). В русских деревнях с новорожденным совершалось множество обрядов: его клали на шубу, чтобы жизнь была богатой; относили в курятник, чтобы вставал рано, с петухами. Крестьяне считали, что подобные действия положительно влияют на характер, трудовые качества, дальнейшую судьбу ребенка. Малыша старались как можно быстрее окрестить, дать ему имя. Традиционно выбор имени носил характер таинства. У древних славян имянаречение было направлено на приобщение к трудовому занятию, детей называли в честь явлений природы с целью задабривания высших сил, 139 "беспрепятственного" вхождения новорожденного в социально-трудовую жизнь рода. Православная церковь использовала имена греческих и римских святых, изначально чуждых и непонятных народу. Поэтому в крестьянских семьях укоренился обычай давать сыну-первенцу имя деда с отцовской стороны, второму сыну имя деда с материнской стороны, а третьему имя отца. Такого же порядка, но уже по материнской линии, придерживались при наречении девочек. Этот обычай символизировал связь поколений, трудовую преемственность отцов и детей, укреплял семейный коллектив. Предпочтение в крестьянской семье отдавалось рождению сына; "Мальчик родился на подмогу, девочка на забаву"; "Сын -домашний гость, а дочь в люди пойдет"; "Дочь чужое сокровище. Холь.да корми, учи да стереги, да в люди отдай"; "Сына корми себе пригодится; дочь корми людям снадобится"1 . Если первый ребенок был мальчик это предвещало богатую и зажиточную жизнь. По народным меркам в семье должно быть не меньше трех сыновей: "Один сын не сын, два не кормильцы"; "Один сын не сын, два сына полсына, три сына -сын"2 . Проведенный нами анализ традиций русского народа, направленных на социализацию подрастающего поколения, показывает, что родильнокрестильные обряды, проводимые без активного участия ребенка, определяли отношение общества к рождению человека. Существовали обрядовые действия, в которых активным участником был сам малыш. Таким был обряд "пострига" или "сажания на коня". Летописные свидетельства, подтверждавшие бытование этого таинства на Руси, относятся еще к началу X II века. Причем "сажание на коня" осуществлялось и в крестьянских, и в княжеских семьях, разница заключалась лишь в целях ритуала. Для крестьян обряд символизировал "знакомство" мальчика с первым помощником земледельца; для маленького князя вступление в дружину, желание вырасти сильным, здоровым, крепко сидеть в седле. 1См.: Даль В.И. Пословицы русского народа. М., 1997, с.238-242 2См.: Даль В.И. Пословицы русского народа. М., 1997, с.238-242. 140 |