Проверяемый текст
Андреева, Людмила Геннадьевна; Трудовое воспитание в русской народной педагогике (Диссертация 2001)
[стр. 99]

социализацию подрастающего поколения, показывает, что родильнокрестильные обряды определяли отношение общества к рождению человека.
Существовали обрядовые действия, в которых активным участником был сам малыш.
Таким был обряд «пострига» или «сажания на коня».
Летописные свидетельства, подтверждавшие бытование этого таинства на Руси, относятся еще к началу XII века.
Причем «сажание на коня» осуществлялось и в крестьянских, и в княжеских семьях, разница заключалась лишь в целях ритуала.
Для крестьян обряд символизировал «знакомство» мальчика с первым помощником земледельца; для маленького князя вступление в дружину, желание вырасти сильным, здоровым, крепко сидеть в седле[141,
С.68].
Подобные посвящения в трудовой семейный коллектив существовали и для девочек.
Им торжественно вручали прялки, веретена, специально сделанные по этому случаю отцом или народным умельцем.
С 4-5-летнего возраста детей привлекали к несложным хозяйственным занятиям.
Обязательным становилось посещение церкви, изучение Священного писания, молитв, исповедь.
Ребенок становился активным участником еще одной социальной общности Православной церкви, которая вырабатывала свои правила и принципы общественного устройства, учила мальчиков и девочек обязанностям прихожан.
Детей в возрасте от 6-7 до 14-15 лет в народе называли в соответствии с теми видами
труда, которые они выполняли.
Среди мальчиков бытовали такие прозвища, как «бороноволок» мальчик, ведущий лошадь при бороньбе,
«навощик» мальчик, помогающий возить навоз на поле.
Девочек «пестунья» (нянька); «казачка» девочка-работница по найму с 12 лет.
За детьми закреплялись посильные обязанности.
Они были помощниками при пахоте, бороновании, помогали сеять, полоть, поливать огород.
Зимой детей брали в лес, где они стерегли лошадей, вместе со взрослыми заготавливали дрова, хворост.
В косовицу и жатву ребятишки присматривали за домом, младшими братьями и сестрами, ухаживали за скотиной.
С 10-12-ти лет мальчики
[стр. 140]

"беспрепятственного" вхождения новорожденного в социально-трудовую жизнь рода.
Православная церковь использовала имена греческих и римских святых, изначально чуждых и непонятных народу.
Поэтому в крестьянских семьях укоренился обычай давать сыну-первенцу имя деда с отцовской стороны, второму сыну имя деда с материнской стороны, а третьему имя отца.
Такого же порядка, но уже по материнской линии, придерживались при наречении девочек.
Этот обычай символизировал связь поколений, трудовую преемственность отцов и детей, укреплял семейный коллектив.
Предпочтение в крестьянской семье отдавалось рождению сына; "Мальчик родился на подмогу, девочка на забаву"; "Сын -домашний гость, а дочь в люди пойдет"; "Дочь чужое сокровище.
Холь.да корми, учи да стереги, да в люди отдай"; "Сына корми себе пригодится; дочь корми людям снадобится"1 .
Если первый ребенок был мальчик это предвещало богатую и зажиточную жизнь.
По народным меркам в семье должно быть не меньше трех сыновей: "Один сын не сын, два не кормильцы"; "Один сын не сын, два сына полсына, три сына -сын"2 .
Проведенный нами анализ традиций русского народа, направленных на социализацию подрастающего поколения, показывает, что родильнокрестильные обряды, проводимые без активного участия ребенка, определяли отношение общества к рождению человека.
Существовали обрядовые действия, в которых активным участником был сам малыш.
Таким был обряд "пострига" или "сажания на коня".
Летописные свидетельства, подтверждавшие бытование этого таинства на Руси, относятся еще к началу X II века.
Причем "сажание на коня" осуществлялось и в крестьянских, и в княжеских семьях, разница заключалась лишь в целях ритуала.
Для крестьян обряд символизировал "знакомство" мальчика с первым помощником земледельца; для маленького князя вступление в дружину, желание вырасти сильным, здоровым, крепко сидеть в седле.

1См.: Даль В.И.
Пословицы русского народа.
М., 1997, с.238-242 2См.: Даль В.И.
Пословицы русского народа.
М., 1997, с.238-242.
140

[стр.,141]

Подобные посвящения в трудовой семейный коллектив существовали и для девочек.
Им торжественно вручали прялки, веретена, специально сделанные по этому случаю отцом или народным умельцем.
С 4-5-летнего возраста детей привлекали к несложным хозяйственным занятиям.
Обязательным становилось посещение церкви, изучение Священного писания, молитв, исповедь.
Ребенок становился активным участником еще одной социальной общности православной церкви, которая вырабатывала свои правила и принципы общественного устройства, учила мальчиков и девочек обязанностям прихожан.
Детей в возрасте от 6-7 до 14-15 лет в народе называли в соответствии с теми видами
груда, которые они выполняли.
Так, среди мальчиков бытовали такие прозвища, как "бороноволок" мальчик, ведущий лошадь при бороньбе,1 1 навощик" мальчик, помогающий возить навоз на поле.
Девочек "пестунья" (нянька); "казачка" девочка-работница по найму с 12 лет.
За детьми закреплялись посильные обязанности.
Они были помощниками при пахоте, бороновании, помогали сеять, полоть, поливать огород.
Зимой детей брали в лес, где они стерегли лошадей, вместе со взрослыми заготавливали дрова, хворост.
В косовицу и жатву ребятишки присматривали за домом, младшими братьями и сестрами, ухаживали за скотиной.
С 10-12-ти лет мальчики
участвовали в рыбалке, а девочки вместе с женщинами помогали рыбакам плести сети и разделывать улов.
Девочки рано приобщались к ведению домашнего хозяйства и рукоделию, приготовляли пищу.
С 12летнего возраста они умели печь хлеб.
Выработанные в этот возрастной период умения и навыки являлись критерием оценки ребят при переходе в следующую возрастную группу и социальную общность молодежь.
Молодые люди (17-18 лет) были полноправными членами трудовых отношений в семье и общине.
Их называли "жених”, "невеста", "парубок", "девка".
Над теми, кто не справлялся с обязанностями, начинали насмехаться.
141

[Back]