Проверяемый текст
Трегубова Татьяна Моисеевна. Теория и практика социальной работы с учащейся молодежью в профессиональных учебных заведениях США (Диссертация 2001)
[стр. 106]

существовало столько неписаных традиций, кодексов, негласных правил, что у молодого поколения не было возможности для проявления самостоятельности, инициативы, творческой индивидуальности.
Отрочество и ранняя юность рассматривались не как полноценная жизнь, а как подготовка к ней, искусственно затягивался период ученичества не в смысле времени, затраченного на получение образования, а как период полной безответственности, нахождения на второстепенных ролях в полной материальной и духовной зависимости от старших.
Учащаяся молодежь всей системой общественных отношений была отучена думать о завтрашнем дне.
Отдавался приоритет интересам государства над обществом, личностью, искоренялась сама идея здорового соперничества, предприимчивости.
В результате появился феномен, получивший в настоящее время название "социальное иждивенчество".
Таким образом, в советском обществе к молодым сложился подход как к объекту односторонней социализации, пассивному исполнителю чужой воли.
Однако человек одновременно является и субъектом, и объектом в зависимости от роли, которую он играет в определенном социальном действии.
Нельзя говорить, что быть субъектом всегда хорошо, а объектом всегда плохо, всё зависит от контекста.
Плохо, когда молодой человек находится в положении объекта против своей воли, если он не может решить, например, своей психологической проблемы, можно сказать, находится в состоянии психологического тупика.
В этом случае он не способен действовать свободно, то есть субъектно, даже если знает, как надо действовать.
Задача воспитателя, педагога, социального работника освободить человека
от этой рабской зависимости, сделать его в большей степени субъектом в контексте травмирующей ситуации.
Первым, кто поставил за рубежом проблему клиента как субъекта и создал
клиетноцентрическую терапию, был один из родоначальников гуманистической психологии Карл Роджерс.
Главное, что он постулировал,
106
[стр. 104]

104 Растерянность большей части молодежи в нашей стране сегодня связана с тем, что на протяжении десятилетий государство стремилось взять на себя всю ответственность за ее будущее.
В структуре общества существовало столько неписаных традиций, кодексов, негласных правил, что у молодого поколения не было возможности для проявления самостоятельности, инициативы, творческой индивидуальности.
Отрочество и ранняя юность рассматривались не как полноценная жизнь, а как подготовка к ней, искусственно затягивался период ученичества не в смысле времени, затраченного на получение образования, а как период полной безответственности, нахождения на второстепенных ролях в полной материальной и духовной зависимости от старших.
Учащаяся молодежь всей системой общественных отношений была отучена думать о завтрашнем дне.
Отдавался приоритет интересам государства над обществом, личностью, искоренялась сама идея здорового соперничества, предприимчивости.
В результате появился феномен, получивший в настоящее время название "социальное иждивенчество".
Таким образом, в советском обществе к молодым сложился подход как к объекту односторонней социализации, пассивному исполнителю чужой воли.
Однако человек одновременно является и субъектом, и объектом в зависимости от роли, которую он играет в определенном социальном действии.
Нельзя говорить, что быть субъектом всегда хорошо, а объектом всегда плохо, всё зависит от контекста.
Плохо, когда молодой человек находится в положении объекта против своей воли, если он не может решить, например, своей психологической проблемы, можно сказать, находится в состоянии психологического тупика.
В этом случае он не способен действовать свободно, то есть субъектно, даже если знает, как надо действовать.
Задача воспитателя, педагога, социального работника освободить челове


[стр.,105]

105 ка от этой рабской зависимости, сделать его в большей степени субъектом в контексте травмирующей ситуации.
Первым, кто поставил за рубежом проблему клиента как субъекта и создал клиетноцентрическую терапию, был один из родоначальников гуманистической психологии Карл Роджерс.
Главное, что он постулировал,
это наличие в человеке собственных, внутренних сил здоровья и саморазвития.
Согласно гуманистическому подходу, для нормального существования человека, что предполагает формирование его высокой самоценности, необходимы активизация внутренних ресурсов позитивного развития личности ("личностного роста"), гуманность и возможность выбора.
С другой стороны, с позиций экзистенциальной психологии одним из важнейших стремлений личности является обретение смысла своего существования, и для человека важнее не то, что с ним случилось, а свое отношение к случившемуся (В.
Франкл).
Однако этим не исчерпывается понимание человека как субъекта.
Анализ американских источников и практики позволил нам выделить следующие шесть отличий учащегося в роли субъекта и объекта, что существенно проясняет суть воздействия на него социальных работников учебного заведения.
1.Учащийся как субъект проявляет свободную активность, это выражается в трех основных видах действий: инициативе, т.е.
в спонтанных, самостоятельных начинаниях, предложениях и т.д.; принятии решений, в частности, в выборе из ряда альтернатив; самореализации, т.е.
самостоятельных действиях по воплощению в жизнь своих решений и намерений.
Учащийся в состоянии объекта социальной работы, напротив, несвободен в своих действиях, его поведение детерминировано.
Учащийся хорошо предсказуем, потому что лишен спонтанности, находится в жесткой зависимости от чего-то или кого-то.
Вместо проявления инициативы он пребывает в состоянии вечного ожидания чего-то, например, инструкций и

[стр.,172]

172 Выводы по второй главе 1.
Важным аспектом моделирования социальной работы с учащейся молодежью в учебном и внеучебном социумах в США является различение ее как субъекта, так и объекта деятельности социального работника.
Основная задача социального работника в учебном заведении, таким образом, помочь учащемуся освободиться от "принудительного” состояния объектности, "пробудить" в нем качества субъекта, способного решать свои проблемы самостоятельно 2.
Первым, кто поставил за рубежом проблему клиента как субъекта и создал
клистноцентрическую терапию, был один из родоначальников гуманистической психологии Карл Роджерс.
Главное, что он постулировал,
это наличие в человеке собственных, внутренних сил здоровья и саморазвития.
3.
Главной направленностью социальной работы со студентами как субъектами социальной деятельности в учебном заведении в США является ее содействие саморазвитию личности, что означает создание необходимых условий для активизации ее субъектной позиции, реализации творческого замысла, задатков и способностей на благо общества; оказание педагогической помощи развитию личности, не препятствующей при этом индивидуальной вариативности в рамках социальной нормы.
4.Анализ изучаемой проблемы в американской теории социальной работы с учащимися свидетельствует о наличии двух встречных тенденций в разработке теоретических и практических основ моделей социальной работы в учебном заведении.
С одной стороны, стремление к специализации, узкому профилированию моделей служб помощи нуждающимся, а с другой тенденция к комплексности, сочетанию различных компонентов моделей, основанных на междисциплинарном подходе к решению проблем учащегося как клиента

[Back]